«МИРОВА́Я СКОРБЬ»
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МИРОВА́Я СКОРБЬ» (нем. Weltschmerz), пессимистич. умонастроение в зап.-европ. литературе кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. Понятие «М. с.» ввёл Жан Поль в романе «Селина, или Бессмертие души» (1810, опубл. в 1827) для описания пессимизма Дж. Байрона. Первые проявления «М. с.» относятся к эпохе предромантизма («Страдания юного Вертера» И. В. Гёте; «Прогулки одинокого мечтателя» Ж. Ж. Руссо). Романтизм создаёт галерею героев, проникнутых «М. с.»: Рене («Атала» Ф. Р. Шатобриана), Рокероль («Титан» Жан Поля), Манфред («Манфред») и Чайльд Гарольд («Паломничество Чайльд Гарольда») Байрона, и др. В романтич. лирике тема «М. с.» с наибольшей силой выразилась у Н. Ленау и Дж. Леопарди, в России – у А. С. Пушкина (в нач. 1820-х гг.) и М. Ю. Лермонтова. «М. с.» представляет собой разочарование в обществе, цивилизации, моральных и прочих духовных ценностях, а также в мире вообще, который больше не приносит «новых радостей или новых истин» (слова Рокероля в «Титане»); её эмоциональный диапазон простирается от скуки и меланхолии до «совершенного и нескончаемого отчаяния» (Леопарди). В годы европ. реакции (после 1815) и разгрома нац. революций (нач. 1820-х гг.) «М. с.» нередко приобретает политич. окраску, проявляясь как убеждение в обречённости мира на вечное рабство («К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь». – Пушкин. «Свободы сеятель пустынный...»).