КРИСТИА́Н-ЖАК
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРИСТИА́Н-ЖАК (Christian-Jaque) (наст. имя и фам. Кристиан Альбер Франсуа Моде, Maudet) (4.9.1904, Париж – 8.7.1994, Булонь-Бийанкур), франц. кинорежиссёр. В нач. 1920-х гг. учился в Школе изящных искусств и в Школе декоративных искусств в Париже. Работал в кинокомпании «Gaumont», создавал рекламные плакаты. Художник-декоратор в фильмах А. Югона, Р. Эрвиля, А. Русселя и Ж. Дювивье. Один из основателей ж. «Cinégraph» (1928). С сер. 1920-х гг. монтажёр во франц. филиале амер. компании «Paramount Pictures». Как режиссёр в игровом кино дебютировал ф. «Золотой сосуд» (1931). В 1930-х гг. снял серию комедий с участием Фернанделя («Один из легиона», 1936; «Франциск I», 1937; «Татуированный Рафаэль», 1939). Широкую известность принесли фильмы о детях «Беглецы из Сент-Ажиля» (по роману П. Вери, 1938), «Ад ангелов» (1940), в которых формировался изящный, динамичный почерк режиссёра, его эффектная и живописная манера повествования. В годы нем. оккупации – один из ведущих мастеров франц. кино, успешно игнорировавший требования цензуры (психологич. драма «Первый бал», 1941; детектив «Убийство папаши Ноэля», 1941; романтич. ф. «Фантастическая симфония» о Г. Берлиозе, 1942). Среди фильмов 2-й пол. 1940-х гг.: «Пышка» (по новелле Г. де Мопассана, 1945), «Привидение» (1946), «Пармская обитель» (по одноим. роману Стендаля, 1947), «Человек – людям» (1948). Самые яркие режиссёрские удачи К.-Ж. пришлись на 1950-е гг.: «Фанфан-Тюльпан» (1952, пр. Мкф в Канне, Зап. Берлине), «Если парни всего мира» (1955, гл. пр. Мкф в Карлови-Вари), «Закон есть закон» (1958), «Бабетта идёт на войну» (1959). Для актрисы М. Кароль К.-Ж. создал фильмы «Лукреция Борджиа» (1953), «Мадам Дюбарри» (1954), «Лисистрата» (1954), «Нана» (1955). Среди др. фильмов: «Чёрный тюльпан» (1964), «Джентльмен из Кокоди» (1964), «Марсель Карне» (1981). Снимал фильмы и сериалы для ТВ («Вам играть, милорд», 1971, «Джо Гайар», 1975, и др.). К.-Ж. сотрудничал с ведущими франц. сценаристами (Ж. Превер, А. Жансон, Ш. Спаак) и литераторами (П. Вери), с актёрами Ж. Л. Барро, Л. Жуве, Фернанделем, Ж. Филипом, М. Казарес, Б. Бардо и др., добиваясь в лучших своих работах гармоничного ансамбля, зрелищности, достоверности атмосферы, остроты диалогов.