ДЮВИВЬЕ́ ЖЮЛЬЕН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЮВИВЬЕ́ (Duvivier) Жюльен (8.10.1896, Лилль – 29.10.1967, Париж), франц. кинорежиссёр. Начинал как актёр театра «Одеон» у А. Антуана. Первый фильм – «Гасельдама» (1919). В 1920-х гг. снял более 20 фильмов («Верую, или Трагедия Лурда», 1924; «Машина, которая переделывает жизнь», 1924; «Рыжик», 1925; «Агония Иерусалима», 1927, и др.). Славу Д. принесли звуковые фильмы 1930-х гг., с причудливой фантазией отражавшие жестокие реалии жизни, атмосферу отчаяния и безнадёжности: «Давид Гольдер» (1930), «Голова человека» (1933), «Голгофа» и «Знамя» (оба 1935). Вершиной творчества Д. этого периода стал ф. «Пепе ле Мокко» (1937), снятый под влиянием амер. гангстерских фильмов, но сохранивший традиционный для франц. кино мотив бегства и невозможности обретения свободы. Среди значит. работ 2-й пол. 1930-х гг.: «Дружная компания» (1936), «Бальная записная книжка» (1937, Гл. пр. Мкф в Венеции), «Конец дня» (1939). В 1938 в Голливуде снял ф. «Большой вальс» – романтизированную биографию И. Штрауса. Во время 2-й мировой войны Д. работал в США («Сказки Манхэттена», 1942, и др.). С кон. 1940-х гг. тяготел к коммерч. кинематографу. Работал во Франции, Италии, Великобритании, США, Испании, ФРГ. Ставил детективы («Паника», 1946), комедии о противостоянии сельского священника и мэра-коммуниста в итал. городке («Мирок Дон Камилло», 1952; «Возвращение Дон Камилло», 1953), любовные драмы («Марианна моей юности», 1955), атеистич. комедии («Дьявол и десять заповедей», 1962) и др. В Великобритании экранизировал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (1948, с В. Ли в гл. роли). Широкую известность получил ф. «Мари-Октябрь» (1959), воскресивший события Движения Сопротивления. Всего поставил более 60 фильмов, автор или соавтор сценариев большинства из них. Награждён орденом Почётного легиона.