Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЮВИВЬЕ́ ЖЮЛЬЕН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 475

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Черненко
Кадр из фильма «Бальная записная книжка». Режиссёр Ж. Дювивье. 1937.

ДЮВИВЬЕ́ (Duvivier) Жюль­ен (8.10.1896, Лилль – 29.10.1967, Па­риж), франц. ки­но­ре­жис­сёр. На­чи­нал как ак­тёр те­ат­ра «Оде­он» у А. Ан­туа­на. Пер­вый фильм – «Га­сель­да­ма» (1919). В 1920-х гг. снял бо­лее 20 филь­мов («Ве­рую, или Тра­ге­дия Лур­да», 1924; «Ма­ши­на, ко­то­рая пе­ре­де­лы­ва­ет жизнь», 1924; «Ры­жик», 1925; «Аго­ния Ие­ру­са­ли­ма», 1927, и др.). Сла­ву Д. при­нес­ли зву­ко­вые филь­мы 1930-х гг., с при­чуд­ли­вой фан­та­зи­ей от­ра­жав­шие жес­то­кие реа­лии жиз­ни, ат­мо­сфе­ру от­чая­ния и без­на­дёж­но­сти: «Да­вид Голь­дер» (1930), «Го­ло­ва че­ло­ве­ка» (1933), «Гол­го­фа» и «Зна­мя» (оба 1935). Вер­ши­ной твор­че­ст­ва Д. это­го пе­рио­да стал ф. «Пе­пе ле Мок­ко» (1937), сня­тый под влия­ни­ем амер. ган­г­стер­ских филь­мов, но со­хра­нив­ший тра­ди­ци­он­ный для франц. ки­но мо­тив бег­ст­ва и не­воз­мож­но­сти об­ре­те­ния сво­бо­ды. Сре­ди зна­чит. ра­бот 2-й пол. 1930-х гг.: «Друж­ная ком­па­ния» (1936), «Баль­ная за­пис­ная книж­ка» (1937, Гл. пр. Мкф в Ве­не­ции), «Ко­нец дня» (1939). В 1938 в Гол­ли­ву­де снял ф. «Боль­шой вальс» – ро­ман­ти­зи­ро­ван­ную био­гра­фию И. Штрау­са. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны Д. ра­бо­тал в США («Сказ­ки Ман­хэт­те­на», 1942, и др.). С кон. 1940-х гг. тя­го­тел к ком­мерч. ки­не­ма­то­гра­фу. Ра­бо­тал во Фран­ции, Ита­лии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, США, Ис­па­нии, ФРГ. Ста­вил де­тек­ти­вы («Па­ни­ка», 1946), ко­ме­дии о про­ти­во­стоя­нии сель­ско­го свя­щен­ни­ка и мэ­ра-ком­му­ни­ста в итал. го­род­ке («Ми­рок Дон Ка­мил­ло», 1952; «Воз­вра­ще­ние Дон Ка­мил­ло», 1953), лю­бов­ные дра­мы («Ма­ри­ан­на мо­ей юно­сти», 1955), атеи­стич. ко­ме­дии («Дья­вол и де­сять за­по­ве­дей», 1962) и др. В Ве­ли­ко­бри­та­нии эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ман Л. Н. Тол­сто­го «Ан­на Ка­ре­ни­на» (1948, с В. Ли в гл. ро­ли). Ши­ро­кую из­вест­ность по­лу­чил ф. «Ма­ри-Ок­тябрь» (1959), вос­кре­сив­ший со­бы­тия Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. Все­го по­ста­вил бо­лее 60 филь­мов, ав­тор или со­ав­тор сце­на­ри­ев боль­шин­ст­ва из них. На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на.

Лит.: Ле­про­он П. Со­вре­мен­ные фран­цуз­ские ки­но­ре­жис­се­ры. М., 1960; Leprohon P. Du­vi­vier. P., 1968; Desrichard Y. J. Duvivier: Cin­quan­te ans de noirs destines. P., 2001; Bon­ne­fil­le E. J. Duvivier. Le mal aimant du cinéma français. P., 2002.

Вернуться к началу