Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРЛИО́З ГЕКТОР ЛУИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 386-387

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Р. Петров
Г. Берлиоз. Портрет работы Г. Курбе (1850). Музей Орсе (Париж).

БЕРЛИО́З (Berlioz), Гек­тор (Экто́р) Луи (11.12.1803, Ла-Кот-Сент-Ан­д­ре, деп-т Изер – 8.3.1869, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, муз. пи­са­тель. Чл. Ин-та Фран­ции (1856). Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние (в т. ч. ос­но­вы тео­рии му­зы­ки) по­лу­чил у от­ца, вра­ча по про­фес­сии; в от­ро­че­ст­ве иг­рал на флей­те, ги­та­ре, ра­но про­явил ин­те­рес к со­чи­не­нию му­зы­ки (пер­вые ком­по­зи­тор­ские опы­ты Б. не со­хра­ни­лись). В 1821 по­сту­пил в Мед. шко­лу в Па­ри­же, не пе­ре­ста­вая ду­мать о про­фес­сии ком­по­зи­то­ра. С 1825 его со­чи­не­ния (в т. ч. 1-е зна­чи­тель­ное – Тор­же­ст­вен­ная мес­са) ис­пол­ня­лись в Па­ри­же, пре­им. за счёт са­мо­го Б., за­ра­ба­ты­вав­ше­го на жизнь ча­ст­ны­ми уро­ка­ми, ре­цен­зия­ми, пе­ни­ем в хо­ре. В 1826–30 он учил­ся в Па­риж­ской конс. (сре­ди учи­те­лей – Ж. Ф. Ле­сю­эр, А. Рей­ха). Ши­ро­кую из­вест­ность Б. при­нес­ла Фан­та­сти­че­ская сим­фо­ния («Эпи­зод из жиз­ни ар­ти­ста», 1830). Её лит. про­грам­ма на­вея­на дра­мой люб­ви ком­по­зи­то­ра к ирл. ак­три­се Х. Смит­сон (1800–54, с 1833 же­на Б.). В 1830 (с 4-й по­пыт­ки) за кан­та­ту «Смерть Сар­да­на­па­ла» Б. удо­сто­ил­ся Боль­шой Рим. пр. (5-лет­ней сти­пен­дии). Бо­лее го­да про­вёл в Ри­ме, где на­пи­са­ны увер­тю­ры «Ко­роль Лир» (по У. Шек­спи­ру, 1831), «Роб-Рой» (по В. Скот­ту, 1832), мо­но­дра­ма для чте­ца, со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра «Ле­лио, или Воз­вра­ще­ние к жиз­ни» на сло­ва Б. (1832, за­ду­ма­на как про­долже­ние Фан­та­сти­че­ской сим­фо­нии). В 1835–63 Б. – по­сто­ян­ный кор­рес­пон­дент газ. «Journal des Débats...», дол­гое вре­мя ра­бо­тал по­мощ­ни­ком биб­лио­те­каря Па­риж­ской конс. Его со­чи­не­ния, при­знан­ные то­гда лишь в уз­ком кру­гу му­зы­кан­тов и тре­бо­вав­шие рас­хо­дов на при­вле­че­ние ог­ром­ных ис­пол­ни­тель­ских сил, не при­но­си­ли Б. ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия.

На 1830-е гг. при­хо­дит­ся рас­цвет ком­по­зи­тор­ско­го твор­че­ст­ва Б. Итал. впе­чат­ле­ния­ми про­ник­ну­ты сим­фо­ния с со­ли­рую­щим аль­том «Га­рольд в Ита­лии» (по Дж. Бай­ро­ну, 1834) и опе­ра «Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни» (по ме­муа­рам Б. Чел­ли­ни, 1838). Ре­к­ви­ем (1837) и дра­ма­тич. сим­фо­ния «Ро­мео и Джуль­ет­та» для со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра (по У. Шек­спи­ру, 1839) – вер­ши­ны твор­че­ст­ва Б. (Ре­к­ви­ем, как и Тра­ур­но-три­ум­фаль­ная сим­фо­ния, 1840, по­свя­щён па­мя­ти жертв Июль­ской ре­во­лю­ции 1830). C 1834 Б. сам ди­ри­жи­ро­вал свои­ми про­из­ве­де­ния­ми и вско­ре вы­дви­нул­ся в ряд круп­ней­ших ди­ри­жё­ров. С 1840 да­вал сим­фо­нич. кон­цер­ты в Па­ри­же (его ре­пер­ту­ар вклю­чал так­же со­чи­не­ния К. В. Глю­ка, Л. ван Бет­хо­ве­на, К. М. фон Ве­бе­ра, М. И. Глин­ки, му­зы­ку ко­то­ро­го Б. вы­со­ко це­нил). С 1842 и до кон­ца жиз­ни Б. ре­гу­ляр­но кон­цер­ти­ро­вал в Ита­лии, Ав­ст­ро-Венг­рии, Гер­ма­нии, Рос­сии, Анг­лии.

Са­мые зна­чит. со­чи­не­ния 1840-х гг. – дра­ма­тич. ле­ген­да «Осу­ж­де­ние Фау­ста» (по И. В. Гё­те, 1846) и «Te Deum» (1849). 1850-е и нач. 1860-х гг. – вре­мя за­по­зда­ло­го при­зна­ния на ро­ди­не и по­след­не­го творч. взлё­та Б., ко­гда соз­да­ны биб­лей­ская три­ло­гия «Дет­ст­во Хри­ста» (1854), опе­ры «Тро­ян­цы» (ди­ло­гия, по «Энеи­де» Вер­ги­лия, 1858) и «Бе­ат­ри­че и Бе­не­дикт» (по ко­ме­дии «Мно­го шу­ма из ни­че­го» У. Шек­спи­ра, 1862). Позд­ние го­ды Б. про­вёл в оди­но­че­ст­ве, в со­стоя­нии упад­ка мо­раль­ных и фи­зич. сил, од­на­ко по­след­ние кон­цер­ты Б. (се­зон 1867/68 в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве) име­ли три­ум­фаль­ный ус­пех.

Твор­че­ст­во Б. – од­но из яр­чай­ших про­яв­ле­ний муз. ро­ман­тиз­ма. Опи­ра­ясь на опыт пред­ше­ст­вен­ни­ков (К. В. Глю­ка, Л. ван Бет­хо­ве­на, Г. Спон­ти­ни, К. М. фон Ве­бе­ра, Ж. Ф. Ле­сю­эра), Б. с пер­вых зре­лых со­чи­не­ний де­мон­ст­ри­ро­вал ис­клю­чит. творч. сво­бо­ду. Поч­ти ка­ж­дое его круп­ное со­чи­не­ние от­ме­че­но жан­ро­вым свое­об­ра­зи­ем: со­че­та­ние черт ин­ст­ру­мен­таль­но­го кон­цер­та и сим­фо­нии («Га­рольд в Ита­лии»), сим­фо­нии и ора­то­рии («Ро­мео и Джуль­ет­та»), сим­фо­нии и при­клад­ной му­зы­ки (Тра­ур­но-три­ум­фаль­ная сим­фо­ния), не­тра­диц. сю­же­ты в ко­мич. опе­рах («Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни», «Бе­ат­ри­че и Бе­не­дикт»). Тя­го­тея к круп­ным фор­мам, Б. при­чуд­ли­во со­еди­нял мо­ну­мен­таль­ность с ли­ри­кой, совр. муз. язык с чер­та­ми ар­хаи­ки (в т. ч. уме­ло сти­ли­зо­ван­ной, напр. при ци­ти­ро­ва­нии се­к­вен­ции Dies irae в фи­на­ле Фан­та­сти­че­ской сим­фо­нии). Один из пио­не­ров ро­ман­тич. про­грамм­ной му­зы­ки, Б. вдох­нов­лял­ся об­раз­ами У. Шек­спи­ра, Дж. Бай­ро­на, И. В. Гё­те, кар­ти­на­ми при­ро­ды, сам при­ду­мы­вал сю­же­ты про­из­ве­де­ний. Лит. про­грам­ма силь­но влия­ет на фор­му со­чи­не­ний, вы­бор ис­пол­ни­тель­ских средств, строе­ние ме­ло­дий, осо­бен­но­сти гар­мо­нии, ин­ст­ру­мен­тов­ки. В Фан­та­сти­че­ской сим­фо­нии по­сто­ян­ное воз­вра­ще­ние ге­роя к мыс­лям о воз­люб­лен­ной пе­ре­да­но об­щей для всех час­тей лейт­темой (этот муз.-те­ат­раль­ный по про­ис­хо­ж­де­нию при­ём Б. пер­вым пе­ре­нёс в сим­фо­нию). Ме­ло­ди­ку Б. «воз­вы­сил до сво­бод­ной ре­чи» (Р. Шу­ман) не­обыч­ны­ми для то­го вре­ме­ни сред­ст­ва­ми, под­час ли­шая ме­ло­дию яс­ной опо­ры на функ­цио­наль­ную гар­мо­нию, до­би­ва­ясь её са­мо­дос­та­точ­но­сти, из­ла­гая не­ред­ко без со­про­во­ж­де­ния, по­доб­но при­хот­ли­во раз­ви­ваю­щей­ся мыс­ли (2-я часть «Ро­мео и Джуль­ет­ты»).

Вы­даю­щий­ся вклад Б. в ис­то­рию му­зы­ки свя­зан с его ис­кус­ст­вом ор­ке­ст­ров­ки. Б. обо­га­тил сим­фо­нич. ор­кестр ра­нее не­из­вест­ны­ми ко­ло­ри­стич. и зву­ко­изо­бра­зит. воз­мож­но­стя­ми, ввёл в его со­став ин­ст­ру­мен­ты, ши­ро­ко ис­поль­зо­вав­шие­ся в те­ат­ре (анг­лий­ский ро­жок, ар­фа, ко­ло­ко­ла и др.), при­ме­нял но­вые или ред­кие в то вре­мя штри­хи, сте­рео­фо­нич. эф­фек­ты, дос­ти­гае­мые рас­по­ло­же­ни­ем му­зы­кан­тов в раз­ных час­тях сце­нич. про­стран­ст­ва. В под­го­тов­ке кон­цер­тов Б.-ди­ри­жёр пер­вым стал про­во­дить ре­пе­ти­ции отд. ор­ке­ст­ро­вых групп. Свой опыт со­чи­не­ния для ор­ке­ст­ра и ра­бо­ты с ним Б. обоб­щил в «Боль­шом трак­та­те о со­вре­мен­ной ин­ст­ру­мен­тов­ке и ор­ке­ст­ров­ке» (1843, 1855), став­шем на­столь­ной кни­гой для мн. ком­по­зи­то­ров (в их чис­ле М. А. Ба­ла­ки­рев, М. П. Му­сорг­ский). По сло­вам Р. Штрау­са (из­дал трак­тат в 1905 со свои­ми до­пол­не­ния­ми), Б. был «пер­вым, кто по­сле­до­ва­тель­но за­ду­мы­вал свои со­чи­не­ния ис­хо­дя из са­мой сущ­но­сти ор­ке­ст­ро­вых ин­ст­ру­мен­тов».

Б. при­над­ле­жат кри­тич. ста­тьи о му­зы­ке, тек­сты собств. муз. со­чи­не­ний («Дет­ст­во Хри­ста», «Тро­ян­цы», «Бе­ат­ри­че и Бе­не­дикт» и др.), кни­ги, в т. ч. «Ве­че­ра в ор­ке­ст­ре» (цикл очер­ков и но­велл, пе­ре­ме­жае­мых бе­се­да­ми ге­ро­ев о му­зы­ке, опубл. в 1852), Ме­муа­ры (1858, опубл. в 1870).

При жиз­ни Б. его но­ва­тор­ское твор­че­ст­во, имев­шее яв­ные па­рал­ле­ли во франц. ро­ман­тич. лит-ре (В. Гю­го) и жи­во­пи­си (Т. Же­ри­ко, Э. Де­лак­руа), вы­зы­ва­ло про­ти­во­ре­чи­вую ре­ак­цию и лишь по­сте­пен­но за­воё­вы­ва­ло при­зна­ние – пре­ж­де все­го у Ф. Лис­та, его ок­ру­же­ния в Гер­ма­нии 1850-х гг., рус. ком­по­зи­то­ров «Мо­гу­чей куч­ки». Гер­ма­ния и Рос­сия бы­ли пер­вы­ми стра­на­ми, где сло­жил­ся культ му­зы­ки Б. В 20 в. его про­из­ве­де­ния проч­но во­шли в фонд ми­ро­вой муз. клас­си­ки.

Сре­ди др. со­чи­не­ний: кан­та­ты «Гре­че­ская ре­во­лю­ция» (1826), «Смерть Ор­фея» (1827); Во­семь сцен из «Фау­ста» И. В. Гё­те (1829); увер­тю­ры «Уэвер­лей» (1828), «Рим­ский кар­на­вал» (1844), «Кор­сар» (1844), пес­ни для го­ло­са с ор­ке­ст­ром (в т. ч. цикл «Лет­ние но­чи» на сло­ва Т. Го­тье, 1841) и с фор­те­пиа­но.

Нот­ные изд.: Werke / Hrsg. von Ch. Mal­her­be und F. Weingartner. Lpz.; N. Y., 1899–1907. Bd 1–18; New edition of the complete works. Kassel a. o., 1967–. Vol. 1–20–.

Соч.: Избр. ста­тьи. М., 1956; Ме­муа­ры. М., 1967; Œuvres littéraires. P., 1968–1969. Vol. 1–2; Correspondance géné­ra­le. P., 1972–2002. Vol. 1–8; Боль­шой трак­тат о со­вре­мен­ной ин­ст­ру­мен­тов­ке и ор­ке­ст­ров­ке / С доп. Р. Штрау­са: В 2 т. М., 1972; Избр. пись­ма: В 2 кн. 2-е изд. Л., 1984–1985; Critique musicale: 1823–1863. P., 1996–2004. Vol. 1–5.

Лит.: Ста­сов В. Лист, Шу­ман и Бер­ли­оз в Рос­сии. СПб., 1896; [пе­ре­изд.] – М., 1954; Prod’homme J.-G. H. Berlioz: Sa vie et ses œuvres. P., 1904; Tiersot J. H. Berlioz et la so­ciété de son temps. P., 1904; Boschot A. L’his­toire d’un romantique: H. Berlioz. P., 1906–1913. Vol. 1–3; [rééd.] – P., 1946–1950; Mas­son P. M. H. Berlioz. P., 1923; Turner W. J. Berlioz, the man and his work. L., 1934; Рол­лан Р. Соб­ра­ние му­зы­каль­но-ис­то­ри­чес­ких со­чи­не­ний. Л., 1938. Т. 5: Му­зы­кан­ты на­ших дней; Blau­kopf K. Symphonie fantastique: H. Berlioz... Teufen, 1959; Хох­лов­ки­на А. Г. Бер­ли­оз. М., 1960; Cоллертинский И. Г. Бер­ли­оз. [3-е изд.]. М., 1962; Barzun J. Ber­lioz and the Romantic Century. N. Y., 1969; Шу­ман Р. О му­зы­ке и му­зы­кан­тах. М., 1975. Т. 1; Bloom P. The life of Berlioz. Camb., 1998; H. Berlioz / Hrsg. von H. K. Metz­ger, R. Riehn. Münch., 2000; Stricker R. Berlioz dramaturge. P., 2003; Dictionnaire Berlioz. P., 2003.

Вернуться к началу