ЛЕСЮЭ́Р ЛЕСЮЁР ЖАН ФРАНСУА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕСЮЭ́Р, Лесюёр (Le Sueur, Lesueur) Жан Франсуа (15.2.1760, Дрюка-Плесьель, близ Абвиля – 6.10.1837, Париж), франц. композитор, педагог, муз. писатель, чл. Академии искусств (1815). Муз. образование получил в церковных певч. школах Абвиля и Амьена, а также под рук. аббата Н. Роза в Париже. Руководил хорами в соборах Дижона, Ле-Мана, Тура, в 1786–87 возглавлял капеллу собора Парижской Богоматери. Приобрёл известность благодаря концертам из собств. произведений, которые устраивал в соборе; их повышенная экспрессия и театральная патетика вызвали нарекания церковных властей. Идеи реформы церковной музыки (усиления её драматич. изобразительности, использования нар. мелодий) высказал в кн. «Отчёт о музыке как таковой, о подражательной и специальной для каждого торжества» («Exposé d’une musique une, imitative et particulière а̀ chaque solennité», 1787). Вынужденный покинуть капеллу, Л. примкнул к революционно настроенным парижским музыкантам. С 1793 проф., затем инспектор Нац. муз. ин-та (с 1795 консерватория). Вместе с Э. Мегюлем, Ф. Госсеком, Ш. Кателем составлял учебные пособия по муз.-теоретич. дисциплинам. Создал ряд хоровых сочинений для массовых празднеств: «Песнь триумфов Французской республики», «Гимн 9 термидора», «Песнь 1 вандемьера IX года» (для 4 хоров) и др. В период консульства Бонапарта отошёл от консерватории, нападал в печати на её деятелей. Став придворным капельмейстером Наполеона I, отстаивал реставрацию церковных певч. школ; созданные ранее песни и гимны переделывал для церкви или в прославление императора. В 1818–37 снова работал в консерватории. Cреди учеников – Г. Берлиоз, Ш. Гуно, А. Тома. В числе 9 его опер – образец «оперы спасения» «Пещера, или Раскаяние» (по эпизоду из романа «Жиль Блаз» А. Р. Лесажа, 1793, театр «Фейдо», Париж), «Поль и Виргиния, или Храм добродетели» (1794), муз. трагедии «Телемах на острове Калипсо, или Триумф мудрости» (1796), «Триумф Траяна» (1807), «Смерть Адама» (по Ф. Г. Клопштоку, 1809). Наибольший успех имела героико-эпич. опера «Оссиан, или Барды» (1804, Парижская опера), предвосхитившая оперный романтизм. Среди духовных произведений Л. – 33 мессы, оратории, мотеты.