ГУНО́ ШАРЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУНО́ (Gounod) Шарль (Шарль Франсуа) (17.6.1818, Париж – 18.10.1893, Сен-Клу, близ Парижа), франц. композитор, муз. писатель. Чл. Ин-та Франции (1866). Один из крупнейших представителей франц. оперы 19 в. Отец Г. был художником, мать преподавала музыку. В детстве Г. был солистом церковного хора, рано начал сочинять, теории обучался у А. Рейхи. С 1836 учился в Парижской конс. у Ф. Галеви (полифония), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Римская пр. (1839) за кантату «Фернан». В 1840–43 в качестве стипендиата жил в Риме, а также в Вене (здесь в 1842 в ц. Св. Карла Борромея была исполнена его месса). Плодотворное влияние на творчество композитора оказала музыка В. А. Моцарта (особенно «Дон Жуан»), Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона (Г. был дружен с его сестрой, пианисткой Ф. Хензель), Р. Шумана. В 1843–48 церковный органист и регент в ц. Иностр. миссий в Париже, писал церковную музыку. В 1852–60 директор «Орфеона», объединявшего любительские хоровые общества парижских предместий, руководил певческими классами в парижских школах. В 1851 в Парижской опере была поставлена его опера «Сапфо» (с П. Виардо-Гарсия в гл. роли), в 1854 – опера «Окровавленная монахиня» (либр. Э. Скриба и К. Делавиня по роману «Монах» М. Г. Льюиса, «Театр лирик», Париж). В 1856 работал над оперой «Иван Грозный» (написанные фрагменты впоследствии использованы в др. сочинениях Г.; закончена М. д’Оллоном), в 1857 – над комич. оперой «Лекарь поневоле» (либр. Ж. Барбье и М. Карре по комедии Мольера, 1858, «Театр лирик»), в том же году приступил к созданию оперы «Фауст» (либр. Барбье и Карре по 1-й части одноим. трагедии И. В. Гёте; 1859, там же; 2-я ред., 1860, Страсбург; 3-я ред., 1869, Парижская опера). В 1870 из-за начавшейся франко-прус. войны переехал в Англию (Ливерпуль, затем Лондон), где в 1871 основал об-во «Хор Гуно» (ныне Королевское хоровое об-во). Вернувшись в 1874 в Париж, продолжал сочинять, выступал как муз. критик (поддерживал произведения К. Сен-Санса).
Г. – основоположник жанра лирической оперы. Его лучшая опера «Фауст» в первоначальной редакции шла с разг. диалогами, в 1860 Г. заменил их речитативами, в 1869 добавил также балетные сцены. Интонационная основа оперы – мелодич. строй совр. бытового романса. Лит. источник коренным образом переосмыслен: в нём акцентирована любовная драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне (центр. персонажем стала Маргарита). Те же худож. принципы претворены в лирич. операх «Мирей» (1863; либр. М. Карре по мотивам поэмы Ф. Мистраля, 1864, «Театр лирик») и «Ромео и Джульетта» (1865; либр. Карре и Ж. Барбье по трагедии У. Шекспира, 1867, там же; 2-я ред., 1888, Парижская опера). Значителен вклад Г. во франц. романс (св. 200 романсов и песен). Среди др. сочинений: оперы «Филемон и Бавкида» (1859, по Овидию), «Полиевкт» (1878, по трагедии П. Корнеля); оратории (в т. ч. «Искупление», 1882; «Смерть и жизнь», 1885), кантаты, мессы (в т. ч. Месса памяти Жанны д’Арк, 1887), 2 реквиема, духовные хоры а капелла и в сопр. органа, 2 симфонии (1854, 1855), камерно-инструментальные ансамбли, фп. пьесы; музыка к спектаклям драматич. театра. Автор кн. «"Дон Жуан" Моцарта» (1890; фрагменты на рус. яз. – «Музыкальная эстетика Франции XIX в.», 1974). Награждён орденом Почётного легиона (1888).