Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИРИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛИРИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА (франц. opéra ly­rique), опер­ный жанр, сло­жив­ший­ся во Фран­ции во 2-й пол. 19 в. Его ро­ж­де­ние свя­за­но с кри­зи­сом ро­ман­тиз­ма (жанр боль­шой опе­ры ут­ра­тил ве­ду­щее по­ло­же­ние) и уси­ле­ни­ем реа­ли­стич. тен­ден­ций во франц. иск-ве, рас­ту­щим ин­те­ре­сом к про­стым об­ще­че­ло­ве­че­ским чув­ст­вам, кон­флик­там из по­все­днев­ной жиз­ни. По­доб­но опе­ра-ко­мик, Л. о. во­бра­ла в се­бя совр. бы­то­вые сю­же­ты, нар.-жан­ро­вые сце­ны, ин­ди­ви­ду­аль­ную об­ри­сов­ку пер­со­на­жей, пе­сен­ные ин­то­на­ции и тан­це­валь­ные рит­мы; от боль­шой опе­ры она унас­ле­до­ва­ла серь­ёз­ность те­ма­ти­ки, ре­чи­та­тив вме­сто раз­го­вор­но­го диа­ло­га. Соз­да­те­ли Л. о. час­то об­ра­ща­лись к про­из­ве­де­ни­ям ми­ро­вой клас­сич. лит-ры и дра­ма­тур­гии («Гам­лет» и «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра, «Фа­уст», «Стра­да­ния мо­ло­до­го Вер­те­ра» и «Го­ды уче­ния Виль­гель­ма Май­сте­ра» И. В. Гё­те и др.), од­на­ко ис­клю­ча­ли фи­лос. про­бле­ма­ти­ку, со­хра­няя в либ­рет­то лишь фа­бу­лу. Муз. язык Л. о. де­мо­кра­ти­чен, при­бли­жен к бы­то­вым жан­рам. Важ­ную дра­ма­тур­гич. роль иг­ра­ют пес­ня, ро­манс, та­нец, марш при ве­ду­щем зна­че­нии ари­оз­но-ро­ман­со­вой ме­ло­ди­ки, под­чи­нив­шей се­бе как во­каль­ные (в т. ч. в ре­чи­та­тиве), так и ор­ке­ст­ро­вые го­ло­са. Яр­кое во­пло­ще­ние Л. о. по­лу­чи­ла в твор­че­ст­ве её соз­да­те­ля – Ш. Гу­но («Фа­уст», «Ро­мео и Джуль­ет­та»), а так­же Ж. Би­зе («Ис­ка­те­ли жем­чу­га», «Джа­ми­ле»), Л. Де­ли­ба («Лак­ме»), А. То­ма («Гам­лет», «Минь­он»), Ж. Масс­не («Вер­тер», «Ма­нон»). На ру­бе­же 20 в. Л. о. ут­ра­ти­ла са­мо­сто­ят. зна­че­ние, од­на­ко её наи­бо­лее цен­ные чер­ты бы­ли вос­при­ня­ты пред­ста­ви­те­ля­ми франц. на­ту­ра­лиз­ма (А. Брю­но, Г. Шар­пан­тье), им­прес­сио­низ­ма и сим­во­лиз­ма (К. Де­бюс­си), итал. ве­риз­ма (П. Мас­ка­ньи, Р. Ле­он­ка­вал­ло), а так­же Дж. Пуч­чи­ни.

Лит. см. при ст. Опе­ра.

Вернуться к началу