ЛИРИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИРИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА (франц. opéra lyrique), оперный жанр, сложившийся во Франции во 2-й пол. 19 в. Его рождение связано с кризисом романтизма (жанр большой оперы утратил ведущее положение) и усилением реалистич. тенденций во франц. иск-ве, растущим интересом к простым общечеловеческим чувствам, конфликтам из повседневной жизни. Подобно опера-комик, Л. о. вобрала в себя совр. бытовые сюжеты, нар.-жанровые сцены, индивидуальную обрисовку персонажей, песенные интонации и танцевальные ритмы; от большой оперы она унаследовала серьёзность тематики, речитатив вместо разговорного диалога. Создатели Л. о. часто обращались к произведениям мировой классич. лит-ры и драматургии («Гамлет» и «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Фауст», «Страдания молодого Вертера» и «Годы учения Вильгельма Майстера» И. В. Гёте и др.), однако исключали филос. проблематику, сохраняя в либретто лишь фабулу. Муз. язык Л. о. демократичен, приближен к бытовым жанрам. Важную драматургич. роль играют песня, романс, танец, марш при ведущем значении ариозно-романсовой мелодики, подчинившей себе как вокальные (в т. ч. в речитативе), так и оркестровые голоса. Яркое воплощение Л. о. получила в творчестве её создателя – Ш. Гуно («Фауст», «Ромео и Джульетта»), а также Ж. Бизе («Искатели жемчуга», «Джамиле»), Л. Делиба («Лакме»), А. Тома («Гамлет», «Миньон»), Ж. Массне («Вертер», «Манон»). На рубеже 20 в. Л. о. утратила самостоят. значение, однако её наиболее ценные черты были восприняты представителями франц. натурализма (А. Брюно, Г. Шарпантье), импрессионизма и символизма (К. Дебюсси), итал. веризма (П. Масканьи, Р. Леонкавалло), а также Дж. Пуччини.