МАССНЕ́ ЖЮЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
MACCHЕ́ (Massenet) Жюль (Жюль Эмиль Фредерик) (12.5.1842, Монто, близ Сент-Этьена – 13.8.1912, Париж), франц. композитор; чл. Ин-та Франции (1878), Президент Академии искусств (1910). Один из крупнейших представителей жанра лирической оперы. В 1852–1863 учился (с перерывом) в Парижской конс. (по композиции у А. Тома). В 1863 получил Римскую пр. (за кантату «Давид Риццио»), в 1864–1865 жил в Риме. После поездок по Италии, Германии и Австро-Венгрии в нач. 1866 вернулся в Париж. В 1878–1896 проф. Парижской конс. Среди учеников: А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кёклен, Г. Пьерне, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Ф. Шмитт, Э. Шоссон, Дж. Энеску.
В муз. театре дебютировал комич. оперой «Двоюродная бабушка» (1867), как оперный композитор в полной мере заявил о себе, создав оперу «Дон Сезар де Базан» (по комедии Ж. А. Дюмануара и А. д’Эннери, 1872; обе – «Опера-Комик», Париж). Большой успех имела лирич. опера с экзотич. сюжетом «Король Лахорский» (1877, Парижская опера). В опере-оратории «Мария Магдалина» (1873), мистерии «Ева» (1875), оратории «Богородица» (1880), опере «Иродиада» (по Г. Флоберу, 1881, театр «Ла Монне», Брюссель) проявилась характерная для М. лиризация духовных сюжетов. Оригинальное лирич. дарование композитора с наибольшей полнотой раскрылось в операх «Манон» (по роману А. Ф. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско», 1884, «Опера-Комик») и «Вертер» (по роману И. В. Гёте «Страдания молодого Вертера», 1892, Венская придворная опера), которые прочно закрепились в мировом оперном репертуаре. Значит. успех имели оперы: «Таис» (по роману А. Франса, 1894, Парижская опера), отличающаяся особым мелодич. богатством; «Сапфо» (по пьесе А. Доде, 1897, «Опера-Комик»), в которой предпринята попытка претворить средствами оперной драматургии образы совр. бытового романа; «Жонглёр Богоматери» («Le Jongleur de Notre-Dame», 1902, Монте-Карло), где необычно отсутствие женских ролей; «Дон Кихот» (по одноим. роману М. де Сервантеса и комедии «Кавалер с длинной фигурой» Ж. ле Лоррена, 1910, Монте-Карло; в заглавной роли – Ф. И. Шаляпин). В опере «Эсклармонда» (по рыцарскому роману 13 в., 1889, «Опера-Комик») заметно влияние «Тристана и Изольды» Р. Вагнера, в опере «Наваррка» (1894, «Ковент-Гарден», Лондон) – влияние веризма. В ряде оперных произведений М. стремился к импозантности, грандиозности, пышности, выражению бурных страстей.
Среди др. сочинений: оперы «Панург», «Клеопатра», «Амадис» (поставлены после смерти М.); оперетты; балеты; библейские оратории («Обетованная земля», 1900, и др.); кантаты («Нарцисс», 1878, и др.); музыка к поэме «Эринии» Ш. Леконта де Лиля (1873; мировой известностью пользуется «Элегия»). М. – автор ок. 200 романсов и песен для голоса с фп., в т. ч. «Если бы Вы хотели мне сказать» («Si vous vouliez bien me dire», посвящена Ф. И. Шаляпину), вокальных циклов «Апрельская поэма» (1866), «Поэма воспоминаний» (1868), «Октябрьская поэма» (1871), «Пасторальная поэма» (1872), «Любовная поэма» (1880), «Зимняя поэма» (1882) и др. Завершил и инструментовал оперу «Кассия» Л. Делиба (1893).
Гибкий мелодич. стиль М., последователя Ш. Гуно и А. Тома, сочетает декламационность с напевностью. При этом М. ввёл в лирическую оперу черты импрессионизма (аккордовые «блики»). Его музыку, примечательную обилием оттенков, зыбких нюансов и переходов, высоко ценил К. Дебюсси. М. оказал значит. влияние на развитие франц. музыки (как писал Ф. Пуленк, «каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец – частицу Верди и Пуччини»).
Старший офицер ордена Почётного легиона (1899).