Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭНЕ́СКУ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 391-392

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭНЕ́СКУ (Enescu, Enesco) Джорд­же (19.8.1881, Ли­ве­ни-Выр­нав, ны­не Джорд­же-Эне­ску – 3/4.5.1955, Па­риж), рум. ком­по­зи­тор, скри­пач, ди­ри­жёр и пиа­нист, акад. Рум. ака­де­мии (1932). По­сту­пил в Вен­скую конс. в воз­рас­те 7 лет, учил­ся иг­ре на скрип­ке у Й. Хель­мес­бер­гера (1888–1894), в 1895–99 за­ни­мал­ся в Па­риж­ской конс. у М. П. Мар­си­ка (скрип­ка), Ж. Масс­не и Г. Фо­ре (ком­по­зи­ция). В 1893 де­бю­ти­ро­вал как скри­пач в Ве­не, в 1898 – как ди­ри­жёр в Бу­ха­ре­сте. С 1895 жил пре­им. в Па­ри­же, ран­нюю ком­по­зи­тор­скую сла­ву ему при­нес­ли 2 Ру­мын­ские рап­со­дии для ор­ке­ст­ра (1901). В 1-й пол. 20 в. вёл ак­тив­ную про­све­ти­тель­скую ра­бо­ту на ро­ди­не: ре­гу­ляр­но вы­сту­пал как ди­ри­жёр, ис­пол­нял со­чи­не­ния рум. ав­то­ров, осу­ще­ст­вил ряд пре­мьер (в т. ч. 9-й сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на, 1914), был ос­но­ва­те­лем и пер­вым пре­зи­ден­том Об-ва рум. ком­по­зи­то­ров (1920; с 1949 CК Ру­мы­нии), уча­ст­во­вал в соз­да­нии гос. те­ат­ра «Ру­мын­ская опе­ра» (от­крыт в 1921 опе­рой «Ло­эн­грин» Р. Ваг­не­ра под упр. Э.). Уч­ре­дил на собств. сред­ст­ва еже­год­ную пре­мию для мо­ло­дых рум. ком­по­зи­то­ров (пр. име­ни Дж. Эне­ску, 1913–46). Га­ст­ро­ли­ро­вал как скри­пач и ди­ри­жёр, с 1923 вы­сту­пал в США, в 1947–53 – в Ве­ликобри­та­нии. За­пи­сывал­ся на­чи­ная с 1920-х гг. (в США), в чис­ле луч­ших запи­сей – со­на­ты и пар­ти­ты для скрип­ки со­ло И. С. Ба­ха (1948), соб­ст­вен­ные 2-я (соч. 1899) и 3-я (соч. 1926) со­на­ты для скрип­ки с фп. (с Д. Ли­пат­ти; им же за­пи­са­на 3-я фп. со­на­та Энеску, соч. 1935). Вёл пе­да­го­гич. дея­тель­ность, да­вал мас­тер-клас­сы в Па­ри­же – в ча­ст­ной конс. «Эколь нор­маль» (1928) и «Ин­ст­ру­мен­таль­ном ин­сти­ту­те» И. Ас­т­рюк (1938–39), по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны пре­по­да­вал в шко­ле Д. Ман­не­са (Нью-Йорк), муз. ака­де­мии «Кид­жа­на» (Сие­на), вёл лет­ние кур­сы в Брай­то­не и Брай­ан­сто­не (Ве­ли­ко­бри­та­ния); сре­ди уче­ни­ков – И. Ме­ну­хин.

Опе­ра «Эдип» (либр. Э. Фле­га по Со­фок­лу; Па­риж­ская опе­ра, 1936) – са­мое гран­ди­оз­ное сочи­не­ние Э., ра­бо­та над ней дли­лась ок. 20 лет (с пе­ре­ры­ва­ми); для её сти­ля ха­рак­тер­ны сим­фо­ни­за­ция те­ма­тич. ма­те­риа­ла, ис­поль­зо­ва­ние лейт­мо­тив­ной тех­ни­ки, утон­чён­ная ор­ке­ст­ров­ка со зна­чит. ро­лью со­ли­рую­щих ин­ст­ру­мен­тов. Гар­мо­нич. язык Э. ис­пы­тал влия­ние Г. Фо­ре (2-я со­на­та для скрип­ки и фп.), Р. Ваг­не­ра (1-я сим­фо­ния, 1905), Р. Штрау­са (2-я сим­фо­ния, 1914). Тен­ден­ции не­оклас­си­циз­ма про­яви­лись во 2-й сюи­те для ор­ке­ст­ра (1915), им­прес­сио­низ­ма – в сим­фо­нич. по­эме «Vox Maris» (1954) и др. В ка­мер­ных со­чи­не­ни­ях Э. при­бе­гал к слож­ной те­ма­тич. и кон­тра­пунк­тич. раз­ра­бот­ке ма­те­риа­ла в ду­хе И. Брам­са. Ком­по­зи­тор не­ред­ко опи­рал­ся на фольк­лор, cреди со­чи­не­ний по­доб­но­го ро­да – «Ру­мын­ская по­эма» с хо­ром без слов (1897), Кон­церт­ная увер­тю­ра «на те­мы в ру­мын­ском на­род­ном ду­хе» (1948); на позд­ние со­чи­не­ния по­влия­ли в осо­бен­но­сти сти­ли­сти­ка ста­рин­ной рум. нар. му­зы­ки, тра­ди­ции вир­ту­оз­ной скри­пич­ной иг­ры лэу­та­ров; про­тяж­ная ме­ло­ди­ка дой­ны и эле­мен­ты ге­те­ро­фо­нии слыш­ны в 3-й со­на­те для скрип­ки и фп., 3-й ор­ке­ст­ро­вой сюи­те (1938), сюи­те для скрип­ки и фп. «Впе­чат­ле­ния дет­ст­ва» (1940).

Лит.: Gavoty B. Y. Menuhin et G. Enesco. Gen., 1955; Дж. Эне­ску. Вос­по­ми­на­ния и био­графичeские ма­те­риа­лы. М.; Л., 1966; Кот­ля­ров Б. Дж. Эне­ску. М., 1970; Mal­colm N. G. Enescu: his life and music. L., 1990.

Вернуться к началу