ЭНЕ́СКУ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭНЕ́СКУ (Enescu, Enesco) Джордже (19.8.1881, Ливени-Вырнав, ныне Джордже-Энеску – 3/4.5.1955, Париж), рум. композитор, скрипач, дирижёр и пианист, акад. Рум. академии (1932). Поступил в Венскую конс. в возрасте 7 лет, учился игре на скрипке у Й. Хельмесбергера (1888–1894), в 1895–99 занимался в Парижской конс. у М. П. Марсика (скрипка), Ж. Массне и Г. Форе (композиция). В 1893 дебютировал как скрипач в Вене, в 1898 – как дирижёр в Бухаресте. С 1895 жил преим. в Париже, раннюю композиторскую славу ему принесли 2 Румынские рапсодии для оркестра (1901). В 1-й пол. 20 в. вёл активную просветительскую работу на родине: регулярно выступал как дирижёр, исполнял сочинения рум. авторов, осуществил ряд премьер (в т. ч. 9-й симфонии Л. ван Бетховена, 1914), был основателем и первым президентом Об-ва рум. композиторов (1920; с 1949 CК Румынии), участвовал в создании гос. театра «Румынская опера» (открыт в 1921 оперой «Лоэнгрин» Р. Вагнера под упр. Э.). Учредил на собств. средства ежегодную премию для молодых рум. композиторов (пр. имени Дж. Энеску, 1913–46). Гастролировал как скрипач и дирижёр, с 1923 выступал в США, в 1947–53 – в Великобритании. Записывался начиная с 1920-х гг. (в США), в числе лучших записей – сонаты и партиты для скрипки соло И. С. Баха (1948), собственные 2-я (соч. 1899) и 3-я (соч. 1926) сонаты для скрипки с фп. (с Д. Липатти; им же записана 3-я фп. соната Энеску, соч. 1935). Вёл педагогич. деятельность, давал мастер-классы в Париже – в частной конс. «Эколь нормаль» (1928) и «Инструментальном институте» И. Астрюк (1938–39), после 2-й мировой войны преподавал в школе Д. Маннеса (Нью-Йорк), муз. академии «Киджана» (Сиена), вёл летние курсы в Брайтоне и Брайанстоне (Великобритания); среди учеников – И. Менухин.
Опера «Эдип» (либр. Э. Флега по Софоклу; Парижская опера, 1936) – самое грандиозное сочинение Э., работа над ней длилась ок. 20 лет (с перерывами); для её стиля характерны симфонизация тематич. материала, использование лейтмотивной техники, утончённая оркестровка со значит. ролью солирующих инструментов. Гармонич. язык Э. испытал влияние Г. Форе (2-я соната для скрипки и фп.), Р. Вагнера (1-я симфония, 1905), Р. Штрауса (2-я симфония, 1914). Тенденции неоклассицизма проявились во 2-й сюите для оркестра (1915), импрессионизма – в симфонич. поэме «Vox Maris» (1954) и др. В камерных сочинениях Э. прибегал к сложной тематич. и контрапунктич. разработке материала в духе И. Брамса. Композитор нередко опирался на фольклор, cреди сочинений подобного рода – «Румынская поэма» с хором без слов (1897), Концертная увертюра «на темы в румынском народном духе» (1948); на поздние сочинения повлияли в особенности стилистика старинной рум. нар. музыки, традиции виртуозной скрипичной игры лэутаров; протяжная мелодика дойны и элементы гетерофонии слышны в 3-й сонате для скрипки и фп., 3-й оркестровой сюите (1938), сюите для скрипки и фп. «Впечатления детства» (1940).