ФОРЕ́ ГАБРИЕЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОРЕ́ (Fauré) Габриель (12.5.1845, Памье, департамент Арьеж – 4.11.1924, Париж), французский композитор, педагог, дирижёр. Член Академии изящных искусств Франции (1909). В 1854–65 учился в парижской Школе классической и церковной музыки Л. Нидермайера у К. Лоре (орган), К. Вакеталера (контрапункт), Нидермайера (григорианский хорал, фортепиано, композиция), с 1861 у К. Сен- Санса (фортепиано, композиция). Работал церковным органистом в Бретани и Париже. Участник франко-прусской войны 1870–71 (воевал в пехоте в императорской гвардии). В Париже в артистических салонах Сен-Санса и П. Виардо-Гарсия сблизился с видными французскими музыкантами – В. д’Энди, Э. Лало, Э. Шабрие и др. В 1896–1920 профессор по классу композиции в Парижской консерватории (в 1905–20 директор), среди учеников – М. Равель, Н. Буланже, Дж. Энеску, А. Казелла. В 1903–21 в качестве музыкального критика сотрудничал с газетой «Le Figaro». Гастролировал как дирижёр во Франции и других странах Европы, в 1910–11 – в России. В последние годы жизни много времени уделял образованию молодых композиторов, особенно членов «Шестёрки».
Автор оперы «Пенелопа» (по Гомеру; 1913, Монте-Карло, Париж), хоровой музыки – духовной (преимущественно на латинские молитвословные тексты, включая 6 версий «Ave Maria»; наиболее известен «Реквием», 1-я ред. 1877, 2-я ред. 1893, 3-я ред. 1900) и светской (популярна «Павана» на слова Р. де Монтескью, 1887). Значительное место в творчестве Ф. занимают вокальная лирика (циклы «Поэма одного дня» на слова Ш. Гранмужена, 1880, «Море» на слова Ж. Ришпена, 1889, «Добрая песенка» на слова П. Верлена, 1893, и др.) и фортепианные сочинения разных жанров (баллады, ноктюрны, мазурки, экспромты, баркаролы, вальсы-каприсы). Среди других сочинений – 2 симфонии (1874, 1884), музыка к спектаклям драматического театра (в том числе к пьесе М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда»; оркестровая сюита – 1900, со знаменитой «Сицилианой»). Композитор-романтик, Ф. дистанцировался от глобальных драматических концепций и современного ему авангардизма. Для его музыкального стиля характерны рельефная мелодия, расширенная тональность с умеренным применением хроматики и модализмов, чёткая музыкальная форма, прозрачная сбалансированная фактура.
Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (1923).
Лит.: Jankélévitch V. G. Fauré et ses mélodies. P., 1938; Nectoux J.-M. Fauré. [3 éd.]. P., 1995; Phillips E. R. G. Fauré: a research and information guide. 2nd ed. N. Y., 2011.