СЕН-САНС КАМИЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕН-САНС (Saint-Saёns) Камиль (Шарль Камиль) (9.10.1835, Париж – 16.12.1921, Алжир; похоронен в Париже), франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. писатель и обществ. деятель, педагог. Чл. Академии изящных искусств Франции (1881). С 1846 выступал как пианист. С 1848 учился в Парижской конс. у Ф. Бенуа (орган), с 1851 также у Ф. Галеви (композиция). Публично исполненная в 1853 1-я симфония вызвала одобрение Г. Берлиоза и Ш. Гуно. Служил органистом в ц. Сен-Мерри (с 1853) и ц. Мадлен (с 1858) в Париже, прославился как импровизатор. Одновременно в 1861–65 преподавал игру на фп. в школе Л. Нидермейера (среди учеников – Г. Форе, А. Мессаже). В 1871 организовал (совм. с певцом Р. Бюсином) Нац. муз. об-во. Как пианист и дирижёр выступал (преим. со своими сочинениями) во многих странах Европы, в т. ч. в России (1875 и 1887, С.-Петербург и Москва), Юж. Америки, Сев. Африки, а также в США. С 1877 целиком посвятил себя творчеству.
Композиторский стиль складывался под воздействием франц. муз. традиций (клавесинисты, Г. Берлиоз, «большая» опера, лирическая опера), И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, венской классической школы, программного симфонизма Ф. Листа. На С.-С. оказали влияние также творч. контакты с Листом и А. Г. Рубинштейном. Сочинял во всех современных ему муз. жанрах, популяризировал во Франции фп. концерт и симфоническую поэму. Из 12 опер богатой, пластичной мелодикой отличается «Самсон и Далила» (либр. Ф. Лемера; Веймар, 1877), в которой С.-С. отдал дань муз. ориентализму; черты ораториальности проявляются в неспешном развитии действия, обобщённой обрисовке персонажей и значит. роли хора. Высоко оценил оперу Лист, под управлением которого прошла её премьера. На историч. сюжеты написаны оперы «Этьенн Марсель» (Лион, 1879) и «Генрих VIII» (Парижская опера, 1883). Ему принадлежат также балет «Жавотта» (Лион, 1896), ряд церковных сочинений, музыка к спектаклям и фильмам. Среди трёх симфоний выделяется 3-я – Симфония с органом (посвящена памяти Листа, 1886), среди программных симфонич. поэм – «Пляска смерти» (1874). Поныне много исполняются его «Интродукция и рондо-каприччиозо» для скрипки с оркестром (1863), инструментальные концерты – 2-й, 4-й, 5-й для фп. (1868, 1875, 1896), 2-й для виолончели (1902), 3-й для скрипки (1880) с оркестром. Среди камерных ансамблей выделяются Септет для трубы, струнного квинтета и фп. (1881), 1-й квартет (1899), 3 сонаты – для гобоя, кларнета и фагота с фп. (1921). Широко известна пьеса «Лебедь» из инструментальной сюиты «Карнавал животных» (1886; на музыку «Лебедя» в 1907 М. М. Фокин поставил балетный номер для А. П. Павловой). По своей природе иск-во С.-С. объективно, логично и ясно. Для стиля композитора типичны песенно-декламац. склад тематизма, гибкая, подвижная и упругая ритмика, изящная и разнообразная фактура. Гармония в осн. классическая, нередко обращение к полифонич. приёмам. Синтез классич. и романтич. (поэмных) принципов формообразования, монотематизм используются в 3-й симфонии, 4-м фп. концерте. Оркестровку определяют характерные для франц. школы ясность и прозрачность колорита; композитор в совершенстве владел тембровыми ресурсами оркестра, выразительными и виртуозными возможностями солирующих инструментов. С.-С. живо интересовался нар. музыкой Франции, стран Азии и Африки. Плодом её изучения явились «Алжирская сюита» для оркестра (1880), «Овернская рапсодия» (1884) и фантазия «Африка» (1891) для фп. с оркестром, «Персидские песни» для голоса с фп. (на стихи А. Рено, 1870) и др.
Обширное муз.-критич. наследие С.-С. частично вошло в составленные автором сб-ки: «Гармония и мелодия» (1885), «Портреты и воспоминания» (1899), «Самовольные досуги» (в др. пер. – «Проделки»; «Ecole buissonnière», 1913) и др. Как критик С.-С. отличался эрудицией, широтой эстетич. воззрений. Ряд статей в рус. переводе опубликованы в книгах «Статьи и рецензии композиторов Франции. Кон. XIX – нач. XX в.» (1972), «Музыкальная эстетика Франции XIX в.» (1974). Под редакцией С.-С. опубликованы полное собрание муз. сочинений Ж. Ф. Рамо, оперы К. В. Глюка «Армида», «Орфей», «Эхо и Нарцисс», ряд произведений В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена (с каденциями С.-С. к их фп. концертам), Ф. Листа и др. Выступал также как поэт и драматург.