Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕН-САНС КАМИЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 11-12

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СЕН-САНС (Saint-Saёns) Ка­миль (Шарль Ка­миль) (9.10.1835, Па­риж – 16.12.1921, Ал­жир; по­хо­ро­нен в Па­ри­же), франц. ком­по­зи­тор, пиа­нист, ор­га­нист, ди­ри­жёр, муз. пи­са­тель и об­ществ. дея­тель, пе­да­гог. Чл. Ака­де­мии изящ­ных ис­кусств Фран­ции (1881). С 1846 вы­сту­пал как пиа­нист. С 1848 учил­ся в Па­риж­ской конс. у Ф. Бе­нуа (ор­ган), с 1851 так­же у Ф. Га­ле­ви (ком­по­зи­ция). Пуб­лич­но ис­пол­нен­ная в 1853 1-я сим­фо­ния вы­зва­ла одоб­ре­ние Г. Бер­лио­за и Ш. Гу­но. Слу­жил ор­га­ни­стом в ц. Сен-Мер­ри (с 1853) и ц. Мад­лен (с 1858) в Па­ри­же, про­славил­ся как им­про­ви­за­тор. Од­но­вре­мен­но в 1861–65 пре­по­да­вал иг­ру на фп. в шко­ле Л. Ни­дер­мей­е­ра (сре­ди уче­ни­ков – Г. Фо­ре, А. Мес­са­же). В 1871 ор­га­ни­зо­вал (совм. с пев­цом Р. Бю­си­ном) Нац. муз. об-во. Как пиа­нист и ди­ри­жёр вы­сту­пал (пре­им. со свои­ми сочи­не­ния­ми) во многих стра­нах Ев­ро­пы, в т. ч. в Рос­сии (1875 и 1887, С.-Пе­тер­бург и Мо­ск­ва), Юж. Аме­ри­ки, Сев. Аф­ри­ки, а так­же в США. С 1877 це­ли­ком по­свя­тил се­бя твор­че­ст­ву.

Ком­по­зи­тор­ский стиль скла­ды­вал­ся под воз­дей­ст­ви­ем франц. муз. тра­ди­ций (кла­ве­си­ни­сты, Г. Бер­ли­оз, «боль­шая» опе­ра, ли­ри­че­ская опе­ра), И. С. Ба­ха, Г. Ф. Ген­де­ля, вен­ской клас­си­че­ской шко­лы, про­грамм­но­го сим­фо­низ­ма Ф. Лис­та. На С.-С. ока­за­ли влия­ние так­же творч. кон­так­ты с Лис­том и А. Г. Ру­бин­штей­ном. Со­чи­нял во всех со­вре­мен­ных ему муз. жан­рах, по­пу­ля­ри­зи­ро­вал во Фран­ции фп. кон­церт и сим­фо­ни­че­скую по­эму. Из 12 опер бо­га­той, пла­стич­ной ме­ло­ди­кой от­ли­ча­ет­ся «Сам­сон и Да­ли­ла» (либр. Ф. Ле­ме­ра; Вей­мар, 1877), в ко­то­рой С.-С. от­дал дань муз. ори­ен­та­лиз­му; чер­ты ора­то­ри­аль­но­сти про­яв­ля­ют­ся в не­спеш­ном раз­ви­тии дей­ст­вия, обоб­щён­ной об­ри­сов­ке пер­со­на­жей и зна­чит. ро­ли хо­ра. Вы­со­ко оце­нил опе­ру Лист, под управлением ко­то­ро­го про­шла её пре­мье­ра. На ис­то­рич. сю­же­ты на­пи­са­ны опе­ры «Эть­енн Мар­сель» (Ли­он, 1879) и «Ген­рих VIII» (Па­риж­ская опе­ра, 1883). Ему при­над­ле­жат так­же ба­лет «Жа­вот­та» (Ли­он, 1896), ряд цер­ков­ных со­чи­не­ний, му­зыка к спек­так­лям и филь­мам. Сре­ди трёх сим­фо­ний вы­де­ля­ет­ся 3-я – Сим­фо­ния с ор­га­ном (по­свя­ще­на па­мя­ти Лис­та, 1886), сре­ди про­грамм­ных сим­фо­нич. по­эм – «Пля­ска смер­ти» (1874). По­ны­не мно­го ис­пол­ня­ют­ся его «Ин­тро­дук­ция и рон­до-ка­прич­чио­зо» для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1863), ин­ст­ру­мен­таль­ные кон­цер­ты – 2-й, 4-й, 5-й для фп. (1868, 1875, 1896), 2-й для вио­лон­че­ли (1902), 3-й для скрип­ки (1880) с ор­ке­ст­ром. Сре­ди ка­мер­ных ан­самб­лей вы­де­ля­ют­ся Сеп­тет для тру­бы, струн­но­го квин­те­та и фп. (1881), 1-й квар­тет (1899), 3 со­на­ты – для го­боя, клар­не­та и фа­го­та с фп. (1921). Ши­ро­ко из­вест­на пье­са «Ле­бедь» из ин­ст­ру­мен­таль­ной сюи­ты «Кар­на­вал жи­вот­ных» (1886; на му­зы­ку «Ле­бе­дя» в 1907 М. М. Фо­кин по­ста­вил ба­лет­ный но­мер для А. П. Пав­ло­вой). По сво­ей при­ро­де иск-во С.-С. объ­ек­тив­но, ло­гич­но и яс­но. Для сти­ля ком­по­зи­то­ра ти­пич­ны пе­сен­но-дек­ла­мац. склад те­ма­тиз­ма, гиб­кая, под­виж­ная и уп­ру­гая рит­ми­ка, изящ­ная и раз­но­об­раз­ная фак­ту­ра. Гар­мо­ния в осн. клас­си­че­ская, не­ред­ко об­ра­ще­ние к по­ли­фо­нич. приё­мам. Син­тез клас­сич. и ро­ман­тич. (по­эм­ных) прин­ци­пов фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, мо­но­те­ма­тизм ис­поль­зу­ют­ся в 3-й сим­фо­нии, 4-м фп. кон­цер­те. Ор­ке­ст­ров­ку оп­ре­де­ля­ют ха­рак­тер­ные для франц. шко­лы яс­ность и про­зрач­ность ко­ло­ри­та; ком­по­зи­тор в со­вер­шен­ст­ве вла­дел тем­бро­вы­ми ре­сур­са­ми ор­ке­ст­ра, вы­ра­зи­тель­ны­ми и вир­ту­оз­ны­ми воз­мож­но­стя­ми со­ли­рую­щих ин­ст­ру­мен­тов. С.-С. жи­во ин­те­ре­со­вал­ся нар. му­зы­кой Фран­ции, стран Азии и Аф­ри­ки. Пло­дом её изу­че­ния яви­лись «Ал­жир­ская сюи­та» для ор­ке­ст­ра (1880), «Оверн­ская рап­со­дия» (1884) и фан­та­зия «Аф­ри­ка» (1891) для фп. с ор­ке­ст­ром, «Пер­сид­ские пес­ни» для го­ло­са с фп. (на сти­хи А. Ре­но, 1870) и др.

Об­шир­ное муз.-кри­тич. на­сле­дие С.-С. час­тич­но во­шло в со­став­лен­ные ав­то­ром сб-ки: «Гар­мо­ния и ме­ло­дия» (1885), «Порт­ре­ты и вос­по­ми­на­ния» (1899), «Са­мо­воль­ные до­су­ги» (в др. пер. – «Про­дел­ки»; «Ecole buissonnière», 1913) и др. Как кри­тик С.-С. от­ли­чал­ся эру­ди­ци­ей, ши­ро­той эс­те­тич. воз­зре­ний. Ряд ста­тей в рус. пе­ре­во­де опубликованы в кни­гах «Ста­тьи и ре­цен­зии ком­по­зи­то­ров Фран­ции. Кон. XIX – нач. XX в.» (1972), «Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка Фран­ции XIX в.» (1974). Под редакцией С.-С. опубликованы пол­ное со­б­ра­ние муз. со­чи­не­ний Ж. Ф. Ра­мо, опе­ры К. В. Глю­ка «Ар­ми­да», «Ор­фей», «Эхо и Нар­цисс», ряд про­из­ве­де­ний В. А. Мо­цар­та, Л. ван Бет­хо­ве­на (с ка­ден­ция­ми С.-С. к их фп. кон­цер­там), Ф. Лис­та и др. Вы­сту­пал так­же как по­эт и дра­ма­тург.

Соч.: Regards sur mes contemporains. Arles, 1990.

Лит.: Рол­лан Р. К. Сен-Санс // Рол­лан Р. Собр. соч. Л., 1935. Т. 16; Сhantavоinе J. С. Saint-Saёns. P., 1947; Крем­лев Ю. К. Сен-Санс. М., 1970; Stegemann M. C. Saint-Saёns. Reinbek bei Hamburg, 1988; Redécouvrir C. Saint-Saёns: Musicien français. P., 1989; Ratner S. T. C. Saint-Saёns: A Thematic cata­logue of his complete works. Oxf., 2002–. Vol. 1–3–.

Вернуться к началу