ГАЛЕВИ́ АЛЕВИ ФРОМАНТАЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛЕВИ́, Алеви (Halévy) Фроманталь (Жак Фроманталь Эли) (27.5.1799, Париж – 17.3.1862, Ницца), франц. композитор, педагог. Член Ин-та Франции (1836). Дядя Л. Галеви. В 1819 окончил Парижскую конс. (учился у Л. Керубини, А. Бертона, Э. Мегюля). Получив Рим. пр. (за кантату «Эрминия», 1819), в 1820–22 жил в Италии и Австрии. С 1827 аккомпаниатор, затем хормейстер в «Опера Комик» и Парижской опере. С того же года проф. Парижской конс., среди его учеников были Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, Ш. Лекок. С 1854 секретарь Академии изящных искусств.
Творчество Г., создавшего более 30 опер, оказало заметное влияние на развитие жанров большой и комич. оперы во Франции. Г. дебютировал на оперной сцене в 1827 комич. оперой «Ремесленник». Европ. слава пришла к нему с постановкой оперы «Жидовка» в 1835 в Парижской опере. В том же году успех оперы «Молния» на сцене парижской «Опера Комик» обеспечил композитору прочные позиции в обоих театрах. «Жидовка» (также «Дочь кардинала», либр. Э. Скриба) – образец т. н. большой оперы, лучшее произв. Г. В опере противопоставлены два муз. стиля: условно «западный» (напр., хор в сопровождении органа «Te Deum laudamus» в 1-м действии и др.) и «восточный» (молитва Иегове во 2-м действии). Р. Вагнер заимствовал звуковую идею перезвона молотков (из сцены работающих евреев-ювелиров) для своей оперы «Золото Рейна» (сцена в Нибельхейме). Опера ставилась на всех крупных европ. сценах, включая Россию, вплоть до кон. 19 в.
Среди др. опер: «Клари» (написана для постановки с участием М. Малибран, 1828), «Шериф» (по О. де Бальзаку, 1839), «Царица Кипрская» (1841), «Гитарист» (1841), «Карл VI» (1843), «Пиковая дама» (1850), «Вечный жид» (по мотивам романа Э. Сю, 1852), «Волшебница» (1858, все пост. в Париже), «Ной» (окончена Ж. Бизе в 1869, пост. в 1885, Карлсруэ). Либреттистами мн. опер были Э. Скриб и брат Г. – Леон. Среди др. произведений: два балета, хоровая и вокальная музыка, фп. пьесы.
Одним из первых Г. в своих партитурах стал использовать хроматич. медные духовые инструменты. В музыке к трагедии «Прометей прикованный» Эсхила (в пер. Леона Галеви, 1849) применил микрохроматику (у струнных).
Автор мемуаров («Воспоминания и портреты», 1861; «Последние воспоминания и портреты», 1863).