МЕГЮ́ЛЬ МЕЮЛЬ ЭТЬЕНН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕГЮ́ЛЬ, Меюль (Méhul) Этьенн (Этьенн Никола) (22.6.1763, Живе, деп-т Арденны – 18.10.1817, Париж), франц. композитор, чл. Ин-та Франции (1795). Сын дворецкого гр. Монморанси, с 10 лет служил органистом в мон. францисканцев, контрапункт изучал под рук. В. Ханзера. Ок. 1778 переехал в Париж, где занимался у Ж. Ф. Эдельмана. Выступал как клавесинист в любительских концертах, писал сонаты для фп., для скрипки и фп. Во время Франц. революции 18 в. руководил устройством нар. празднеств, был одним из организаторов Нац. муз. ин-та (позднее консерватория; М. – первый её инспектор). Среди написанных им революц. песен выделяется «Походная песня» («Le Chant du départ» на текст М. Ж. Шенье, 1794), которую современники сравнивали с «Марсельезой». Его дебют в муз. театре – комич. опера «Эфросина, или Наказанный тиран» (пост. в 1790, «Театр Итальен», Париж; с 1795 ставилась под назв. «Эфросина и Корадин»). В числе 35 его опер также «Стратоника» (1792), «Гораций Коклес» (1794), «Молодой Генрих IV» (1797), «Ариодант» (1799), «Выдуманный клад» (1802), «Два слепца из Толедо» (1806; все пост. в Париже). Европ. известность получила комич. опера «Иосиф» (1807, либр. А. Дюваля; часто исполнялась под назв. «Иосиф в Египте»), эмоциональностью и колоритом музыки предвосхитившая романтизм. Большой успех опера имела в России (многократно исполнялась на петерб. и моск. сценах при жизни композитора). Сочинения М. отличаются классич. ясностью и мужественностью стиля, глубиной образов, благородным драматизмом (несмотря на жанровые рамки комич. оперы), простотой и строгостью муз. письма. В числе новых муз.-драматургич. приёмов, использованных М., – лейтмотивы. Увертюры к операм М. пользовались популярностью в России, входили в репертуар крепостных оркестров, их влияние испытали О. А. Козловский и М. И. Глинка. М. создавал также музыку к балетам-пантомимам, в т. ч. «Суд Париса» (1793), «Дафнис и Пандроза» (1803), «Персей и Андромеда» (1810); автор кантат, симфоний.