Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕГЮ́ЛЬ МЕЮЛЬ ЭТЬЕНН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 456

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Э. Мегюль. Портрет работы А. Ж. Гро. 1799. Музей Карнавале (Париж).

МЕГЮ́ЛЬ, Ме­юль (Méhul) Эть­енн (Эть­енн Ни­ко­ла) (22.6.1763, Жи­ве, деп-т Ар­ден­ны – 18.10.1817, Па­риж), франц. ком­по­зи­тор, чл. Ин-та Фран­ции (1795). Сын дво­рец­ко­го гр. Мон­мо­ран­си, с 10 лет слу­жил ор­га­ни­стом в мон. фран­ци­скан­цев, кон­тра­пункт изу­чал под рук. В. Хан­зе­ра. Ок. 1778 пе­ре­ехал в Па­риж, где за­ни­мал­ся у Ж. Ф. Эдель­ма­на. Вы­сту­пал как кла­ве­си­нист в лю­би­тель­ских кон­цер­тах, пи­сал со­на­ты для фп., для скрип­ки и фп. Во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции 18 в. ру­ко­во­дил уст­рой­ст­вом нар. празд­неств, был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров Нац. муз. ин-та (позд­нее кон­сер­ва­то­рия; М. – пер­вый её ин­спек­тор). Сре­ди на­пи­сан­ных им ре­во­люц. пе­сен вы­де­ля­ет­ся «По­ход­ная пес­ня» («Le Chant du départ» на текст М. Ж. Ше­нье, 1794), ко­то­рую со­вре­мен­ни­ки срав­ни­ва­ли с «Мар­сель­е­зой». Его де­бют в муз. те­ат­ре – ко­мич. опе­ра «Эф­ро­си­на, или На­ка­зан­ный ти­ран» (пост. в 1790, «Те­атр Италь­ен», Па­риж; с 1795 ста­ви­лась под назв. «Эф­ро­си­на и Ко­ра­дин»). В чис­ле 35 его опер так­же «Стра­то­ни­ка» (1792), «Го­ра­ций Кок­лес» (1794), «Мо­ло­дой Ген­рих IV» (1797), «Арио­дант» (1799), «Вы­ду­ман­ный клад» (1802), «Два слеп­ца из То­ле­до» (1806; все пост. в Па­ри­же). Ев­роп. из­вест­ность по­лу­чи­ла ко­мич. опе­ра «Иосиф» (1807, либр. А. Дю­ва­ля; час­то ис­пол­ня­лась под назв. «Ио­сиф в Егип­те»), эмо­цио­наль­но­стью и ко­ло­ри­том му­зы­ки пред­вос­хи­тив­шая ро­ман­тизм. Боль­шой ус­пех опе­ра име­ла в Рос­сии (мно­го­крат­но ис­пол­ня­лась на пе­терб. и моск. сце­нах при жиз­ни ком­по­зи­то­ра). Со­чи­не­ния М. от­ли­ча­ют­ся клас­сич. яс­но­стью и му­же­ст­вен­но­стью сти­ля, глу­би­ной об­ра­зов, бла­го­род­ным дра­ма­тиз­мом (не­смот­ря на жан­ро­вые рам­ки ко­мич. опе­ры), про­сто­той и стро­го­стью муз. пись­ма. В чис­ле но­вых муз.-дра­ма­тур­гич. приё­мов, ис­поль­зо­ван­ных М., – лейт­мо­ти­вы. Увер­тю­ры к опе­рам М. поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью в Рос­сии, вхо­ди­ли в ре­пер­ту­ар кре­по­ст­ных ор­ке­ст­ров, их влия­ние ис­пы­та­ли О. А. Коз­лов­ский и М. И. Глин­ка. М. соз­да­вал так­же му­зы­ку к ба­ле­там-пан­то­ми­мам, в т. ч. «Суд Па­ри­са» (1793), «Даф­нис и Пан­д­ро­за» (1803), «Пер­сей и Ан­дро­ме­да» (1810); ав­тор кан­тат, сим­фо­ний.

Лит.: Pоugin A. Méhul, sa vie, son génie, son caractère. 2 éd. P., 1893; Ра­ди­ге A. Фран­цуз­ские му­зы­кан­ты эпо­хи Ве­ли­кой Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. М., 1934; Бю­кен Э. Ге­рои­че­ский стиль в опе­ре. М., 1936; Masson P. M. L’œuvre dramatique de Méhul // Annales de l’Université de Paris. 1937. № 11/12; Dean W. French opera // New Oxford history of music. L., 1982. Vol. 8; Bartlet M. E. C. E. N. Méhul and opera… Heilbronn, 1999. Vol. 1–2; Charl­ton D. French opera, 1730–1830: meaning and media. Aldershot, 2000.

Вернуться к началу