Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКРИБ ЭЖЕН ОГЮСТЕН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 374

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СКРИБ (Scribe) Эжен Огю­стен (24.12.1791, Па­риж – 20.2.1861, там же), франц. дра­ма­тург, либ­рет­тист, член Франц. ака­де­мии (1836). Сын куп­ца, сис­те­ма­тич. об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил. В нач. 1810-х гг. об­ра­тил­ся к со­чи­не­нию пьес; ран­ние про­из­ве­де­ния (на­пи­сан­ные в со­ав­тор­стве с К. Де­ла­ви­нем и др.) ус­пе­ха не име­ли. По­пу­ляр­ность сни­ска­ли мно­го­числ. во­де­ви­ли и ко­ме­дии С. (не­ко­то­рые в со­ав­тор­ст­ве), от­ли­чаю­щие­ся за­ни­ма­тель­но­стью и лёг­ко­стью сю­же­та, ко­ло­рит­ны­ми бы­то­вы­ми за­ри­сов­ка­ми, мас­тер­ски соз­дан­ной ин­три­гой, час­то ос­но­ван­ной на мел­ких по­ступ­ках и про­ис­ше­ст­ви­ях, ко­то­рые вле­кут за со­бой зна­чит. по­след­ст­вия: «Ва­ле­рия, или Сле­пая» («Va­lé­rie», совм. с Мель­ви­лем, 1822, рус. пер. В. А. Жу­ков­ско­го, 1823), «Шар­ла­тан­ст­во» («Le сharlatanisme», совм. с Э. Ма­зе­ром, 1825, рус. пер. 1830), «Де­неж­ный брак» («Le mariage d’argent», 1828), «Фа­во­рит­ка» («La favorite», 1831), «Ста­кан во­ды» («Le verre d’eau», 1840, рус. пер. 1842, пост. в 1872, эк­ра­ни­за­ция Ю. Ю. Ка­ра­си­ка, 1979), «Элои­за и Абе­ляр» («Héloїse et Abélard», 1850) и др. Ав­тор ис­то­рич. драм [в т. ч. «Ад­ри­ен­на Ле­кув­рёр» («Adrienne Lecouvreur», 1849, совм. с Э. Ле­гу­ве, рус. пер. 1858; об А. Ле­кув­рёр; на сю­жет пье­сы соз­да­на од­но­им. опе­ра Ф. Чи­леа, 1902)] и по­вес­тей. Опер­ные либ­рет­то С. от­ме­че­ны ув­ле­ка­тель­но­стью фа­бу­лы, ди­на­миз­мом дей­ст­вия. Дар С.-ко­ме­дио­гра­фа по­вли­ял на фор­ми­ро­ва­ние жан­ра опе­ра-ко­мик: «Бе­лая да­ма» А. Бу­аль­дьё (1825), «Фио­рел­ла» (1826), «Не­вес­та» (1829), «Фра-Дья­во­ло» (1830) Д. Ф. Э. Обе­ра и др. Об­раз­цы т. н. боль­шой ро­ман­тич. опе­ры – соз­дан­ные на либр. С. «Не­мая из Пор­ти­чи» («Фе­нел­ла», 1828) Обе­ра, «Жи­дов­ка» («Дочь кар­ди­на­ла», 1835) Ф. Га­ле­ви, «Ро­берт-Дья­вол» (1831), «Гу­ге­но­ты» (1835), «Про­рок» (1849), «Аф­ри­кан­ка» (1861, пост. в 1865) Дж. Мей­ер­бе­ра. С. со­труд­ни­чал так­же с Дж. Рос­си­ни, Г. До­ни­цет­ти, Дж. Вер­ди, Л. Ке­ру­би­ни, А. Ада­ном, А. То­ма, Ш. Гу­но, Ж. Оф­фен­ба­хом и др. Твор­че­ст­во С. бы­ло ши­ро­ко из­вест­но в Рос­сии в 19 в.

Соч.: Œuvres complètes. P., 1874–1875. Vol. 1–76; Théâtre choisi. P., 1911; Пье­сы. М., 1960.

Лит.: Чу­дов­ский В. А. Скриб. П., 1919; Iki N. E. Scribes Entwicklung vom Vaudeville zur «Grand Opéra». Heilbronn, 1998; Yon J.-Cl. E. Scribe: la fortune et la liberté. Saint-Ge­nouph, 2000.

Вернуться к началу