ВОДЕВИ́ЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОДЕВИ́ЛЬ (франц. vaudeville), 1) лёгкая комедийная пьеса, в которой диалоги чередуются с песнями (т. н. куплетами) и танцами. Назв. «В.» возникло во Франции (от Vau de Vire – местность в Нормандии, где в 15 в. жил поэт-песенник О. Баслен; либо от voix de ville – уличные песни, букв. – городские голоса). Первоначально В. назывались песенки с повторяющимся припевом, которые в 1-й пол. 18 в. франц. писатели (А. Р. Лесаж, Л. Фюзелье и др.) вставляли в свои одноактные пьесы для ярмарочных театров. Как драматургич. жанр В. сложился в кон. 18 в. во Франции, когда в Париже открылись первые водевильные театры: «Водевиль» (1792) и др. Франц. В. переживал расцвет в сер. 19 в.; его классики – О. Э. Скриб, Э. М. Лабиш оказали значит. влияние на развитие европ. комедии 19 в.: черты В. прослеживаются в комедиях А. Фредро (Польша), Г. Фрейтага (Германия), Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя (Австрия). В России В. приобрёл популярность в 1810–20-х гг. В. писали А. С. Грибоедов, А. И. Писарев, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской; музыку к В. сочиняли А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский. На рубеже 1830–40-х гг. («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского, пост. 1839; произведения П. А. Каратыгина, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасова, В. А. Соллогуба и др.) жанр всё более сближается с комедией нравов, музыка в нём постепенно теряет значение; появляются В., в которых она отсутствует вовсе. Во 2-й пол. 19 в. В. вытесняется опереттой.
С В. в значит. степени связано развитие комедийного актёрского иск-ва 19 в. Жанр В. требовал от актёров естественности, импровизационной лёгкости диалога, музыкальности, а также иск-ва внешнего перевоплощения (актёры нередко играли по нескольку ролей в одной пьесе). Франц. актёры В. Дежазе, Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арналь, блестящие исполнители В., внесли свой вклад в развитие песенной нац. культуры (Дежазе считалась лучшей исполнительницей песен П. Ж. Беранже). В рус. театре наряду с яркими комедийными актёрами, для которых лёгкий жанр был основой репертуара (Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Н. В. Самойлова, В. И. Живокини), в В. выступали М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, внёсшие в исполнительскую культуру В. психологич. тонкость и сатирич. остроту. В 20 в. отеч. театр воспитал режиссёров, верно чувствовавших специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов и др.), и актёров, овладевших искусством исполнения В. (В. Я. Хенкин, П. Н. Поль, Ф. Н. Курихин, А. Д. Бениаминов, Н. И. Слонова, С. А. Мартинсон и др.).
2) Заключительный ансамблевый номер муз.-сценич. произведения, в котором герои поочерёдно обращаются к зрителям каждый со своим куплетом (напр., в зингшпиле «Похищение из сераля» В. А. Моцарта, операх «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского).