Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОДЕВИ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 483-484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВОДЕВИ́ЛЬ (франц. vaudeville), 1) лёг­кая ко­ме­дий­ная пье­са, в ко­то­рой диа­ло­ги че­ре­ду­ют­ся с пес­ня­ми (т. н. ку­пле­та­ми) и тан­ца­ми. Назв. «В.» воз­ник­ло во Фран­ции (от Vau de Vire – ме­ст­ность в Нор­ман­дии, где в 15 в. жил по­эт-пе­сен­ник О. Бас­лен; ли­бо от voix de ville – улич­ные пес­ни, букв. – го­род­ские го­ло­са). Пер­во­на­чаль­но В. на­зы­ва­лись пе­сен­ки с по­вто­ряю­щим­ся при­пе­вом, ко­то­рые в 1-й пол. 18 в. франц. пи­са­те­ли (А. Р. Ле­саж, Л. Фю­зе­лье и др.) встав­ля­ли в свои од­но­акт­ные пье­сы для яр­ма­роч­ных те­ат­ров. Как дра­ма­тур­гич. жанр В. сло­жил­ся в кон. 18 в. во Фран­ции, ко­гда в Па­ри­же от­кры­лись пер­вые во­де­виль­ные те­ат­ры: «Во­де­виль» (1792) и др. Франц. В. пе­ре­жи­вал рас­цвет в сер. 19 в.; его клас­си­ки – О. Э. Скриб, Э. М. Ла­биш ока­за­ли зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие ев­роп. ко­ме­дии 19 в.: чер­ты В. про­сле­жи­ва­ют­ся в ко­ме­ди­ях А. Фред­ро (Поль­ша), Г. Фрей­та­га (Гер­ма­ния), Ф. Рай­мун­да и И. Н. Не­строя (Ав­ст­рия). В Рос­сии В. при­об­рёл по­пу­ляр­ность в 1810–20-х гг. В. пи­са­ли А. С. Гри­бое­дов, А. И. Пи­са­рев, Н. И. Хмель­ниц­кий, А. А. Ша­хов­ской; му­зы­ку к В. со­чи­ня­ли А. А. Алябь­ев, А. Н. Вер­стов­ский. На ру­бе­же 1830–40-х гг. («Лев Гу­рыч Си­нич­кин, или Про­вин­ци­аль­ная де­бю­тант­ка» Д. Т. Лен­ско­го, пост. 1839; про­из­ве­де­ния П. А. Ка­ра­ты­ги­на, Ф. А. Ко­ни, Н. А. Не­кра­со­ва, В. А. Сол­ло­гу­ба и др.) жанр всё бо­лее сбли­жа­ет­ся с ко­ме­ди­ей нра­вов, му­зы­ка в нём по­сте­пен­но те­ря­ет зна­че­ние; по­яв­ля­ют­ся В., в ко­то­рых она от­сут­ст­ву­ет во­все. Во 2-й пол. 19 в. В. вы­тес­ня­ет­ся опе­рет­той.

С В. в зна­чит. сте­пе­ни свя­за­но раз­ви­тие ко­ме­дий­но­го ак­тёр­ско­го иск-ва 19 в. Жанр В. тре­бо­вал от ак­тё­ров ес­те­ст­вен­но­сти, им­про­ви­за­ци­он­ной лёг­ко­сти диа­ло­га, му­зы­каль­но­сти, а так­же иск-ва внеш­не­го пе­ре­во­пло­ще­ния (ак­тё­ры не­ред­ко иг­ра­ли по не­сколь­ку ро­лей в од­ной пье­се). Франц. ак­тё­ры В. Де­жа­зе, Ш. Г. По­тье, П. Т. Ле­вас­сор, Э. Ар­наль, бле­стя­щие ис­пол­ни­те­ли В., вне­сли свой вклад в раз­ви­тие пе­сен­ной нац. куль­ту­ры (Де­жа­зе счи­та­лась луч­шей ис­пол­ни­тель­ни­цей пе­сен П. Ж. Бе­ран­же). В рус. те­ат­ре на­ря­ду с яр­ки­ми ко­ме­дий­ны­ми ак­тё­ра­ми, для ко­то­рых лёг­кий жанр был ос­но­вой ре­пер­туа­ра (Н. О. Дюр, В. Н. Асен­ко­ва, Н. В. Са­мой­ло­ва, В. И. Жи­во­ки­ни), в В. вы­сту­па­ли М. С. Щеп­кин, И. И. Со­сниц­кий, А. Е. Мар­ты­нов, К. А. Вар­ла­мов, В. Н. Да­вы­дов, внёс­шие в ис­пол­ни­тель­скую куль­ту­ру В. пси­хо­ло­гич. тон­кость и са­ти­рич. ост­ро­ту. В 20 в. отеч. те­атр вос­пи­тал ре­жис­сё­ров, вер­но чувст­во­вав­ших спе­ци­фи­ку В. (Р. Н. Си­мо­нов, Н. П. Аки­мов и др.), и ак­тё­ров, ов­ла­дев­ших ис­кус­ством ис­пол­не­ния В. (В. Я. Хен­кин, П. Н. Поль, Ф. Н. Ку­ри­хин, А. Д. Бе­ниа­ми­нов, Н. И. Сло­но­ва, С. А. Мар­тин­сон и др.).

2) За­клю­чи­тель­ный ан­самб­ле­вый но­мер муз.-сце­нич. про­из­ве­де­ния, в ко­то­ром ге­рои по­оче­рёд­но об­ра­ща­ют­ся к зри­те­лям ка­ж­дый со сво­им ку­пле­том (напр., в зин­гш­пи­ле «По­хи­ще­ние из се­ра­ля» В. А. Мо­цар­та, опе­рах «Ночь пе­ред Ро­ж­де­ст­вом» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «По­хо­ж­де­ния по­ве­сы» И. Ф. Стра­вин­ско­го).

Лит.: Го­зен­пуд А. А. Во­де­виль // Го­зен­пуд А. А. Му­зы­каль­ный те­атр в Рос­сии. От ис­токов до Глин­ки. Л., 1959; Ус­пен­ский В. В. Рус­ский клас­си­че­ский во­де­виль // Рус­ский во­де­виль. Л.; М., 1959; Samuels Ch., Samu­els L. Once upon a stage: the merry world of vaudeville. N. Y., 1974; Лит­ви­нен­ко Н. Г. Ста­рин­ный рус­ский во­де­виль (1810-е – на­ча­ло 1830-х гг.). М., 1999.

Вернуться к началу