КАРАТЫ́ГИНЫ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАТЫ́ГИНЫ, семья рос. актёров, писателей.
Фёдор Васильевич [ок. 1773, С.-Петербург – 11(22).2.1800, там же]. Сын придворного садовника в Ораниенбауме. В 1794 окончил Петерб. театральное уч-ще и был принят в петерб. рус. труппу в качестве суфлёра и переписчика ролей. Как исполнитель принимал участие в драматич. и балетных спектаклях.
Его брат – Андрей Васильевич [4(15).7.1774, Ораниенбаум – 26.12.1831(7.1.1832), С.-Петербург]. В 1794 окончил Петерб. театральное уч-ще и был принят в петерб. рус. труппу. Выступал в амплуа петиметра – в ролях молодых вертопрахов, повес и щёголей, в 1810-х гг. перешёл в амплуа благородного отца. В сент. 1818 занял должность режиссёра рус. труппы. Покинул сцену в 1822. Среди ролей: Милен («Троякая женитьба» Детуша), Акастр («Мизантроп, или Нелюдим» Мольера), Странон («Адъютант», переделка с франц.), Ветран (Дорант) («Лжец» П. Корнеля), граф Ветран («Смелость и любовь» П. Н. Титова), Приезжий («Следствия невинной лжи» А. Коцебу), Октав («Обворожённый пояс» Ж. Б. Руссо). С 1794 до конца жизни вёл своеобразный дневник рус. драматич. труппы – «Журнал театральный», куда ежедневно заносил все события петерб. сцены; хранится в Ин-те рус. лит-ры (Пушкинский Дом) РАН в С.-Петербурге (частично опубликован в ж. «Русская старина», 1880, № 10). Данные «Журнала» использовал П. Н. Арапов в «Летописи русского театра» (1861).
Его жена – Александра Дмитриевна (урождённая Полыгалова, по сцене до замужества Перлова) [16(27).4.1777, С.-Петербург – 25.5(6.6).1859, там же]. В 1794 выпущена из Петерб. театрального уч-ща раньше срока (по случаю замужества), тогда же вступила в петерб. рус. труппу. Выступала в амплуа первой любовницы в трагедиях, драмах и комедиях. При незаурядной красоте и грации отличалась искренностью тона, естественной эмоциональностью и обаянием. Прославилась в ролях героинь «мещанских драм», в которых «вполне обладала даром слёз» (С. П. Жихарев): Эйлалия («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу), Елиза («Отец семейства» Н. Н. Сандунова), Лиза, Варвара («Лиза, или Торжество благодарности», «Великодушие, или Рекрутский набор» Н. И. Ильина), Лиза («Лиза, или Следствия гордости и обольщения» В. М. Фёдорова) и др. С 1811 перешла в амплуа благородных матерей (Берта – «Гуситы под Наумбургом в 1432 году» Коцебу; Соломония – «Маккавеи» П. А. Корсакова). Среди др. ролей: Ильмена («Синав и Трувор» А. П. Сумарокова), Драгима («Троякая женитьба» Детуша), Прелеста (Кларисса) («Лжец» П. Корнеля), Магделона («Жеманные щеголихи» Мольера), Мариамна («Ирод и Мариамна» Г. Р. Державина), Гекуба («Поликсена» В. А. Озерова), Иосафева, Андромаха («Гофолия», «Андромаха» Ж. Расина). В 1818 вышла на пенсион, но продолжала иногда играть.
Известность получили сыновья Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны.
Василий Андреевич (Каратыгин 1-й, Большой, или Старший) [26.2(10.3).1802, С.-Петербург – 13(25).3.1853, там же]. Учился в Горном кадетском корпусе, служил в Деп-те внешней торговли. Драматич. иск-ву учился у А. А. Шаховского, затем у П. А. Катенина. В 1820 дебютировал в петерб. Большом театре в роли Фингала («Фингал» В. А. Озерова). На раннем этапе творчества был тесно связан с традицией классицизма. Исполнял заглавные роли в трагедиях Озерова («Дмитрий Донской»), П. Корнеля («Сид»), играл Ипполита в трагедии Ж. Расина «Федра». С открытием Александринского театра в С.-Петербурге (1832) К. – крупнейший актёр-трагик. Роли: в пьесах Н. А. Полевого (Иголкин – «Иголкин, купец Новгородский», Неизвестный – «Параша-сибирячка», Нино – «Уголино»), в трагедиях У. Шекспира (Ромео – «Ромео и Джульетта», Отелло – «Отелло», Гамлет – «Гамлет», и др.), драмах Ф. Шиллера (Карл Моор – «Разбойники», Фердинанд – «Коварство и любовь», Вильгельм Телль – «Вильгельм Телль», Дон Карлос – «Дон Карлос», Лейстер – «Мария Стюарт»). Первый исполнитель ролей Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Дон Гуана и Барона («Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина), Арбенина («Маскарад» М. Ю. Лермонтова). С исполнением К. роли Жоржа Жермани в драме «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и Дино (Ж. Бедена и П. Губо) связывают рождение рус. сценич. романтизма. К. обладал совершенной актёрской техникой. В поисках самостоят. трактовки образа особое внимание уделял пластич. рисунку роли, добиваясь её блестящей отделки, продумывая и отрабатывая каждый жест, интонацию. Воплощая историч. персонажи, опирался на лит. источники и иконографич. материалы (Людовик XI – «Заколдованный дом» Й. Ауфенберга, «Замок Плесси-Летур, или Смерть Людовика XI» К. Делавиня; Велизарий – «Велизарий» Э. Шенка; Пожарский – «Рука всевышнего отечество спасла», Ляпунов – «Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский», Басёнок – «Боярин Фёдор Васильевич Басёнок» Н. В. Кукольника). Перевёл и переделал более 40 пьес: «Ричард Дарлингтон» Дюма-отца, П. Губо и Ж. Бедена (Александринский театр, 1833), «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца (там же, 1837, роль Кина), «Король Лир» (там же, 1838, роль Лира) и «Кориолан» (там же, 1841, роль Кориолана) Шекспира, и др.
Пётр Андреевич (Каратыгин 2-й, Меньший, или Младший) [29.6(11.7).1805, С.-Петербург – 24.9(6.10).1879, там же], актёр, драматург. Окончил Петерб. театральное уч-ще (1821). В 1832–1838 преподавал в нём. Всю жизнь был актёром Александринского театра, играя эпизодич. комич. роли: Загорецкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Замухрышкин («Игроки» Н. В. Гоголя), фон Фонк («Холостяк» И. С. Тургенева). Играл в собств. водевилях – Сен-Феликс («Чудак-покойник, или Таинственный ящик»), Клейсер («Булочная») и др. В истории рус. театра К. известен гл. обр. как автор водевилей. Написал 73 пьесы, в т. ч. 46 водевилей (большинство из них – переводы и переделки иностр. пьес и рус. повестей). Наибольший успех имели водевили: «Сентябрьская ночь» (пост. 1830), «Дон Ранудо де Калибрадос, или Что и честь, коли нечего есть» (1833), «Заёмные жёны, или Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь» (1834), «Дом на Петербургской стороне, или Искусство не платить за квартиру» (1838), «Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» (1838), «Вицмундир» (1845) и др. Водевили К., рисующие преим. жизнь «маленького человека» (чиновника, студента, учителя, мещанина, мастерового, а также крепостного крестьянина), написаны лёгким разговорным языком; их отличает достоверность характеров и ситуаций. Среди др. произведений: комедии, стихи, рассказы; «Записки» (опубл. посм., 1880). К. – художник-дилетант, автор ок. 2 тыс. рисунков (гл. обр. портреты современников). Его сын – Пётр Петрович [27.7(8.8).1832, С.-Петербург – 30.7(11.8).1888, Гатчина], прозаик, автор историч. романов, повестей, а также историко-лит. разысканий по истории С.-Петербурга, рус. сцены и др.
Александра Михайловна (урождённая Колосова) [4(16).2.1802 – 7(19).3.1880, С.-Петербург]. Дочь балерины Е. И. Колосовой. Жена Василия Андреевича К. Ученица А. А. Шаховского и П. А. Катенина. В Париже брала уроки у Ф. Ж. Тальма и Марс. Дебютировала на петерб. сцене в 1818 в роли Антигоны («Эдип в Афинах» В. А. Озерова). Первоначально выступала в классицистич. трагедиях: Моина («Фингал» Озерова), Заира («Заира» Вольтера), Камилла («Гораций» П. Корнеля) и др. Самолюбие молодой артистки, её соперничество с Е. С. Семёновой дважды (в 1822 и 1825) приводили к конфликтам и вынужденным перерывам в сценич. карьере. Наибольших успехов добилась, выступая в «высокой комедии» [Прелестина (Селимена) и Эльмира («Мизантроп» и «Тартюф» Мольера), Эльмира («Обман в пользу любви» П. Мариво)], а также в драмах и мелодрамах: Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Валерия [«Валерия, или Слепая» Э. Скриба и Мельвиля (А. О. Ж. Дюверье)], Мария («Мария, или Три эпохи из жизни женщины» М. Ансело), Госпожа де Лери [«Женский ум лучше всяких дум» («Каприз») А. де Мюссе], Елена Глинская («Елена Глинская» Н. А. Полевого) и др. Первая исполнительница роли Натальи Дмитриевны Горич («Горе от ума» Грибоедова). Оставила сцену в 1844. В ж. «Русская старина» (1880, № 7) опубликованы её мемуары «Моё знакомство с А. С. Пушкиным», в ж. «Русский вестник» (1881, № 4, 5) – «Воспоминания».