Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАТЫ́ГИНЫ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 86

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова, А. Я. Альтшуллер

КАРАТЫ́ГИНЫ, се­мья рос. ак­тё­ров, пи­са­те­лей.

Фё­дор Ва­силь­е­вич [ок. 1773, С.-Пе­тер­бург – 11(22).2.1800, там же]. Сын при­двор­но­го са­дов­ни­ка в Ора­ни­ен­бау­ме. В 1794 окон­чил Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще и был при­нят в пе­терб. рус. труп­пу в ка­че­ст­ве суф­лё­ра и пе­ре­пис­чи­ка ро­лей. Как ис­пол­ни­тель при­ни­мал уча­стие в дра­ма­тич. и ба­лет­ных спек­так­лях.

Его брат – Ан­д­рей Ва­силь­е­вич [4(15).7.1774, Ора­ни­ен­ба­ум – 26.12.1831(7.1.1832), С.-Пе­тер­бург]. В 1794 окон­чил Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще и был при­нят в пе­терб. рус. труп­пу. Вы­сту­пал в ам­п­луа пе­ти­мет­ра – в ро­лях мо­лодых вер­то­пра­хов, по­вес и щё­го­лей, в 1810-х гг. пе­ре­шёл в ам­п­луа бла­го­род­но­го от­ца. В сент. 1818 за­нял долж­ность ре­жис­сё­ра рус. труп­пы. По­ки­нул сце­ну в 1822. Сре­ди ро­лей: Ми­лен («Троя­кая же­нить­ба» Де­ту­ша), Акастр («Ми­зан­троп, или Не­лю­дим» Моль­е­ра), Стра­нон («Адъ­ю­тант», пе­ре­дел­ка с франц.), Вет­ран (До­рант) («Лжец» П. Кор­не­ля), граф Вет­ран («Сме­лость и лю­бовь» П. Н. Ти­то­ва), При­ез­жий («След­ст­вия не­вин­ной лжи» А. Ко­це­бу), Ок­тав («Об­во­ро­жён­ный по­яс» Ж. Б. Рус­со). С 1794 до кон­ца жиз­ни вёл свое­об­раз­ный днев­ник рус. дра­ма­тич. труп­пы – «Жур­нал те­ат­раль­ный», ку­да еже­днев­но за­но­сил все со­бы­тия пе­терб. сце­ны; хра­нит­ся в Ин-те рус. лит-ры (Пуш­кин­ский Дом) РАН в С.-Пе­тер­бур­ге (час­тич­но опуб­ли­ко­ван в ж. «Рус­ская ста­ри­на», 1880, № 10). Дан­ные «Жур­на­ла» ис­поль­зо­вал П. Н. Ара­пов в «Ле­то­пи­си рус­ско­го те­ат­ра» (1861).

Его же­на – Алек­сан­д­ра Дмит­ри­ев­на (урож­дён­ная По­лы­га­ло­ва, по сце­не до за­му­же­ст­ва Пер­ло­ва) [16(27).4.1777, С.-Пе­тер­бург – 25.5(6.6).1859, там же]. В 1794 вы­пу­ще­на из Пе­терб. те­ат­раль­но­го уч-ща рань­ше сро­ка (по слу­чаю за­му­же­ст­ва), то­гда же всту­пи­ла в пе­терб. рус. труп­пу. Вы­сту­па­ла в ам­п­луа пер­вой лю­бов­ни­цы в тра­ге­ди­ях, дра­мах и ко­ме­ди­ях. При не­за­уряд­ной кра­со­те и гра­ции от­ли­ча­лась ис­крен­но­стью то­на, ес­те­ст­вен­ной эмо­цио­наль­но­стью и обая­ни­ем. Про­сла­ви­лась в ро­лях ге­ро­инь «ме­щан­ских драм», в ко­то­рых «впол­не об­ла­да­ла да­ром слёз» (С. П. Жи­ха­рев): Эй­ла­лия («Не­на­висть к лю­дям и рас­кая­ние» А. Ко­це­бу), Ели­за («Отец се­мей­ст­ва» Н. Н. Сан­ду­но­ва), Ли­за, Вар­ва­ра («Ли­за, или Тор­же­ст­во бла­го­дар­но­сти», «Ве­ли­ко­ду­шие, или Рек­рут­ский на­бор» Н. И. Иль­и­на), Ли­за («Ли­за, или След­ст­вия гор­до­сти и оболь­ще­ния» В. М. Фё­до­ро­ва) и др. С 1811 пе­ре­шла в ам­п­луа бла­го­род­ных ма­те­рей (Бер­та – «Гу­си­ты под На­ум­бур­гом в 1432 го­ду» Ко­це­бу; Со­ло­мо­ния – «Мак­ка­веи» П. А. Кор­са­ко­ва). Сре­ди др. ро­лей: Иль­ме­на («Си­нав и Тру­вор» А. П. Су­ма­ро­ко­ва), Дра­ги­ма («Троя­кая же­нить­ба» Де­ту­ша), Пре­лес­та (Кла­рис­са) («Лжец» П. Кор­не­ля), Ма­где­ло­на («Же­ман­ные ще­го­ли­хи» Моль­е­ра), Ма­ри­ам­на («Ирод и Ма­ри­ам­на» Г. Р. Дер­жа­ви­на), Ге­ку­ба («По­ли­ксе­на» В. А. Озе­ро­ва), Ио­са­фе­ва, Ан­дро­ма­ха («Го­фо­лия», «Ан­дро­ма­ха» Ж. Ра­си­на). В 1818 вы­шла на пен­си­он, но про­дол­жа­ла ино­гда иг­рать.

Из­вест­ность по­лу­чи­ли сы­но­вья Ан­д­рея Ва­силь­е­ви­ча и Алек­сан­д­ры Дмит­ри­ев­ны.

В. А. Каратыгин в роли Нино («Уголино» Н. А. Полевого).

Ва­си­лий Ан­д­рее­вич (Ка­ра­ты­гин 1-й, Боль­шой, или Стар­ший) [26.2(10.3).1802, С.-Пе­тер­бург – 13(25).3.1853, там же]. Учил­ся в Гор­ном ка­дет­ском кор­пу­се, слу­жил в Деп-те внеш­ней тор­гов­ли. Дра­ма­тич. иск-ву учил­ся у А. А. Ша­хов­ско­го, за­тем у П. А. Ка­те­ни­на. В 1820 де­бю­ти­ро­вал в пе­терб. Боль­шом те­ат­ре в ро­ли Фин­га­ла («Фин­гал» В. А. Озе­ро­ва). На ран­нем эта­пе твор­че­ст­ва был тес­но свя­зан с тра­ди­ци­ей клас­си­циз­ма. Ис­пол­нял за­глав­ные ро­ли в тра­ге­ди­ях Озе­ро­ва («Дмит­рий Дон­ской»), П. Кор­не­ля («Сид»), иг­рал Ип­по­ли­та в тра­ге­дии Ж. Ра­си­на «Фед­ра». С от­кры­ти­ем Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге (1832) К. – круп­ней­ший ак­тёр-тра­гик. Ро­ли: в пье­сах Н. А. По­ле­во­го (Игол­кин – «Игол­кин, ку­пец Нов­го­род­ский», Не­из­вест­ный – «Па­ра­ша-си­би­ряч­ка», Ни­но – «Уго­ли­но»), в тра­ге­ди­ях У. Шек­спи­ра (Ро­мео – «Ро­мео и Джуль­ет­та», Отел­ло – «Отел­ло», Гам­лет – «Гам­лет», и др.), дра­мах Ф. Шил­ле­ра (Карл Мо­ор – «Раз­бой­ни­ки», Фер­ди­нанд – «Ко­вар­ст­во и лю­бовь», Виль­гельм Телль – «Виль­гельм Телль», Дон Кар­лос – «Дон Кар­лос», Лей­стер – «Ма­рия Стю­арт»). Пер­вый ис­пол­ни­тель ро­лей Чац­ко­го («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), Дон Гуа­на и Ба­ро­на («Ка­мен­ный гость» и «Ску­пой ры­царь» А. С. Пуш­ки­на), Ар­бе­ни­на («Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва). С ис­пол­не­ни­ем К. ро­ли Жор­жа Жер­ма­ни в дра­ме «Три­дцать лет, или Жизнь иг­ро­ка» В. Дю­кан­жа и Ди­но (Ж. Бе­де­на и П. Гу­бо) свя­зы­ва­ют ро­ж­де­ние рус. сце­нич. ро­ман­тиз­ма. К. об­ла­дал со­вер­шен­ной ак­тёр­ской тех­ни­кой. В по­ис­ках са­мо­стоят. трак­тов­ки об­раза осо­бое вни­ма­ние уде­лял пла­стич. ри­сун­ку ро­ли, до­би­ва­ясь её бле­стя­щей от­дел­ки, про­ду­мы­вая и от­ра­ба­ты­вая ка­ж­дый жест, ин­то­на­цию. Во­пло­щая ис­то­рич. пер­со­на­жи, опи­рал­ся на лит. ис­точ­ни­ки и ико­но­гра­фич. ма­те­риа­лы (Лю­до­вик XI – «За­кол­до­ван­ный дом» Й. Ау­фен­бер­га, «За­мок Плес­си-Ле­тур, или Смерть Лю­до­ви­ка XI» К. Де­ла­ви­ня; Ве­ли­за­рий – «Ве­ли­за­рий» Э. Шен­ка; По­жар­ский – «Ру­ка все­выш­не­го оте­че­ст­во спас­ла», Ля­пу­нов – «Князь Ми­хай­ло Ва­силь­е­вич Ско­пин-Шуй­ский», Ба­сё­нок – «Боя­рин Фёдор Ва­силь­е­вич Ба­сё­нок» Н. В. Ку­коль­ни­ка). Пе­ре­вёл и пе­ре­де­лал бо­лее 40 пьес: «Ри­чард Дар­линг­тон» Дю­ма-от­ца, П. Гу­бо и Ж. Бе­де­на (Алек­сан­д­рин­ский те­атр, 1833), «Кин, или Ге­ний и бес­пут­ст­во» Дю­ма-от­ца (там же, 1837, роль Ки­на), «Ко­роль Лир» (там же, 1838, роль Ли­ра) и «Ко­рио­лан» (там же, 1841, роль Ко­рио­ла­на) Шек­спи­ра, и др.

Пётр Ан­д­рее­вич (Ка­ра­ты­гин 2-й, Мень­ший, или Млад­ший) [29.6(11.7).1805, С.-Пе­тер­бург – 24.9(6.10).1879, там же], ак­тёр, дра­ма­тург. Окон­чил Пе­терб. те­ат­раль­ное уч-ще (1821). В 1832–1838 пре­по­да­вал в нём. Всю жизнь был ак­тё­ром Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра, иг­рая эпи­зо­дич. ко­мич. ро­ли: За­го­рец­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), За­мух­рыш­кин («Иг­ро­ки» Н. В. Го­го­ля), фон Фонк («Хо­ло­стяк» И. С. Тур­ге­не­ва). Иг­рал в соб­ст­в. во­де­ви­лях – Сен-Фе­ликс («Чу­дак-по­кой­ник, или Та­ин­ст­вен­ный ящик»), Клей­сер («Бу­лоч­ная») и др. В ис­то­рии рус. те­ат­ра К. извес­тен гл. обр. как ав­тор во­де­ви­лей. На­пи­сал 73 пье­сы, в т. ч. 46 во­де­ви­лей (боль­шин­ст­во из них – пе­ре­во­ды и пе­ре­дел­ки иностр. пьес и рус. по­вес­тей). Наи­боль­ший ус­пех име­ли во­де­ви­ли: «Сен­тябрь­ская ночь» (пост. 1830), «Дон Ра­ну­до де Ка­либ­ра­дос, или Что и честь, ко­ли не­че­го есть» (1833), «За­ём­ные жё­ны, или Не зна­ешь, где най­дёшь, где по­те­ря­ешь» (1834), «Дом на Пе­тер­бург­ской сто­ро­не, или Ис­кус­ст­во не пла­тить за квар­ти­ру» (1838), «Ло­жа 1-го яру­са на по­след­ний де­бют Таль­о­ни» (1838), «Виц­мун­дир» (1845) и др. Во­де­ви­ли К., ри­сую­щие пре­им. жизнь «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка» (чи­нов­ни­ка, сту­ден­та, учи­те­ля, ме­ща­ни­на, мас­те­ро­во­го, а так­же кре­по­ст­но­го кре­сть­я­ни­на), на­пи­са­ны лёг­ким раз­го­вор­ным язы­ком; их от­ли­ча­ет дос­то­вер­ность ха­рак­те­ров и си­туа­ций. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ко­ме­дии, сти­хи, рас­ска­зы; «За­пис­ки» (опубл. посм., 1880). К. – ху­дож­ник-ди­ле­тант, ав­тор ок. 2 тыс. ри­сун­ков (гл. обр. порт­ре­ты со­вре­мен­ни­ков). Его сын – Пётр Пет­ро­вич [27.7(8.8).1832, С.-Пе­тер­бург – 30.7(11.8).1888, Гат­чи­на], про­за­ик, ав­тор ис­то­рич. ро­ма­нов, по­вес­тей, а так­же ис­то­ри­ко-лит. ра­зы­ска­ний по ис­то­рии С.-Пе­тер­бур­га, рус. сце­ны и др.

Алек­сан­д­ра Ми­хай­лов­на (урож­дён­ная Ко­ло­со­ва) [4(16).2.1802 – 7(19).3.1880, С.-Пе­тер­бург]. Дочь ба­ле­ри­ны Е. И. Ко­ло­со­вой. Же­на Ва­си­лия Ан­д­рее­ви­ча К. Уче­ни­ца А. А. Ша­хов­ско­го и П. А. Ка­те­ни­на. В Па­ри­же бра­ла уро­ки у Ф. Ж. Таль­ма и Марс. Де­бю­ти­ро­ва­ла на пе­терб. сце­не в 1818 в ро­ли Ан­ти­го­ны («Эдип в Афи­нах» В. А. Озе­ро­ва). Пер­во­на­чаль­но вы­сту­па­ла в клас­си­ци­стич. тра­ге­ди­ях: Мои­на («Фин­гал» Озе­ро­ва), Заи­ра («Заи­ра» Воль­те­ра), Ка­мил­ла («Го­ра­ций» П. Кор­не­ля) и др. Са­мо­лю­бие мо­ло­дой ар­ти­ст­ки, её со­пер­ни­че­ст­во с Е. С. Се­мё­но­вой два­ж­ды (в 1822 и 1825) при­во­ди­ли к кон­флик­там и вы­ну­ж­ден­ным пе­ре­ры­вам в сце­нич. карь­е­ре. Наи­боль­ших ус­пе­хов до­би­лась, вы­сту­пая в «вы­со­кой ко­ме­дии» [Пре­лес­ти­на (Се­ли­ме­на) и Эль­ми­ра («Ми­зан­троп» и «Тар­тюф» Моль­е­ра), Эль­ми­ра («Об­ман в поль­зу люб­ви» П. Ма­ри­во)], а так­же в дра­мах и ме­ло­дра­мах: Ма­рия Стю­арт («Ма­рия Стю­арт» Ф. Шил­ле­ра), Ва­ле­рия [«Ва­ле­рия, или Сле­пая» Э. Скри­ба и Мель­ви­ля (А. О. Ж. Дю­верье)], Ма­рия («Ма­рия, или Три эпо­хи из жиз­ни жен­щи­ны» М. Ан­се­ло), Гос­по­жа де Ле­ри [«Жен­ский ум луч­ше вся­ких дум» («Ка­приз») А. де Мюс­се], Еле­на Глин­ская («Еле­на Глин­ская» Н. А. По­ле­во­го) и др. Пер­вая ис­пол­ни­тель­ни­ца ро­ли На­та­льи Дмит­ри­ев­ны Го­рич («Го­ре от ума» Гри­бое­до­ва). Ос­та­ви­ла сце­ну в 1844. В ж. «Рус­ская ста­ри­на» (1880, № 7) опуб­ли­ко­ва­ны её ме­муа­ры «Моё зна­ком­ст­во с А. С. Пуш­ки­ным», в ж. «Рус­ский ве­ст­ник» (1881, № 4, 5) – «Вос­по­ми­на­ния».

Соч.: Ка­ра­ты­гин П. А. Сб. те­ат­раль­ных пьес. Ори­ги­наль­ные и пе­ре­вод­ные во­де­ви­ли и ко­ме­дии. СПб., 1880. Т. 1–3; он же. Во­де­ви­ли. М., 1937; он же. За­пис­ки. Л., 1970.

Лит.: Бе­лин­ский ВГ. И мое мне­ние об иг­ре г. Ка­ра­ты­ги­на // Бе­лин­ский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953. Т. 1; Альт­шул­лер АЯ. Пять рас­ска­зов о зна­ме­ни­тых ак­те­рах. Л., 1985; Вла­ди­ми­ро­ва Н. Б., Ро­ма­но­ва ГА. Лю­бим­цы Мель­по­ме­ны: В. Ка­ра­ты­гин, П. Мо­ча­лов. СПб., 1999.

Вернуться к началу