ВЕРСТО́ВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕРСТО́ВСКИЙ Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селивёрстово Тамбовской губ., ныне Мичуринский р-н Тамбовской обл. – 5(17).11.1862, Москва], рос. композитор, театральный деятель. Из дворян. В 1816–17 учился в Ин-те корпуса инженеров путей сообщения (С.-Петербург), брал частные уроки фп. (у Дж. Филда и Д. Штейбельта), пения (у Тарквини), скрипки (у Ф. Бёма и Л. В. Маурера), теории музыки (у К. Т. Цейнера и И. Г. Миллера). Участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, автора музыки, актёра, певца. В 1819 в петерб. Большом театре была с успехом поставлена опера-водевиль В. на текст Н. М. Хмельницкого «Бабушкины попугаи». В 1823 переведён по службе в Москву. С того же года – в конторе Дирекции имп. театров, с 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара, в 1848–60 управляющий Моск. театральной конторой. Воспитат., педагогич. и организаторская работа В. способствовала развитию нац. театра. С 1829 чл. Об-ва любителей рос. словесности. В 1833 экстерном окончил Моск. университет.
В. – один из основоположников жанра рус. водевиля. В 1817–40 написал музыку к 32 водевилям, частично в соавторстве с А. А. Алябьевым, Л. В. Маурером, Ф. Е. Шольцем и др. Шедевр жанра – водевиль «Хлопотун, или Дело мастера боится», созданный совм. с Алябьевым (на текст А. И. Писарева, 1824, пост. в Малом театре). К открытию в Москве Малого театра (1824) В. написал Торжественную увертюру, к открытию Большого театра (1825) – музыку к прологу «Торжество муз» (совм. с Алябьевым, на текст М. А. Дмитриева). В кон. 1820-х гг. обратился к опере; все 6 опер В. – «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (по балладе В. А. Жуковского, 1832), «Аскольдова могила» (по роману М. Н. Загоскина, 1835), «Тоска по родине» (по роману Загоскина, 1839), «Чурова долина, или Сон наяву» (1844), «Громобой» (по балладе Жуковского, 1857) были впервые поставлены в Большом театре. Среди них самой популярной была «Аскольдова могила» – лучшая опера доглинкинского времени; в течение столетия она не сходила со сцен столичных и провинц. театров. Оперы В. содержат разговорные диалоги, в них используются приёмы мелодрамы (декламация на фоне оркестра). Идеализиров. образы рус. старины, «русская характерность» (введение бытовых жанров, песенных и романсовых интонаций) сочетаются с романтич. фантастикой. Муз. материал опер В. неровен по худож. достоинствам, наряду с выразительной мелодикой и яркими сценич. образами нередки штампы.
В. – один из крупнейших рус. вокальных композиторов 19 в., автор романтич. баллад «Чёрная шаль» (на слова А. С. Пушкина), «Бедный певец», «Ночной смотр», «Три песни скальда» (на слова В. А. Жуковского), романсов, обработок нар. песен. Некоторые из баллад исполнялись на сцене в декорациях, костюмах, в сопровождении оркестра.
Его жена Надежда Васильевна Репина [25.9(7.10).1809 – 20.10(1.11).1867] была известной драматич. актрисой.