Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРСТО́ВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 184

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Харина
А. Н. Верстовский. Портрет работы художника Баютова. 1840-е гг. Музей Большого театра (Москва). Фото А. И. Нагаева

ВЕРСТО́ВСКИЙ Алек­сей Ни­ко­лае­вич [18.2(1.3).1799, име­ние Се­ли­вёр­сто­во Там­бов­ской губ., ны­не Ми­чу­рин­ский р-н Там­бов­ской обл. –  5(17).11.1862, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор, те­ат­раль­ный дея­тель. Из дво­рян. В 1816–17 учил­ся в Ин-те кор­пу­са ин­же­не­ров пу­тей со­об­ще­ния (С.-Пе­тер­бург), брал ча­ст­ные уро­ки фп. (у Дж. Фил­да и Д. Штей­бель­та), пе­ния (у Тар­кви­ни), скрип­ки (у Ф. Бё­ма и Л. В. Мау­ре­ра), тео­рии му­зы­ки (у К. Т. Цей­не­ра и И. Г. Мил­ле­ра). Уча­ст­во­вал в лю­би­тель­ских спек­так­лях в ка­че­ст­ве пе­ре­во­дчи­ка пьес, ав­то­ра му­зы­ки, ак­тё­ра, пев­ца. В 1819 в пе­терб. Боль­шом те­ат­ре бы­ла с ус­пе­хом по­став­ле­на опе­ра-во­де­виль В. на текст Н. М. Хмель­ниц­ко­го «Ба­буш­ки­ны по­пу­гаи». В 1823 пе­ре­ве­дён по служ­бе в Мо­ск­ву. С то­го же го­да – в кон­то­ре Ди­рек­ции имп. те­ат­ров, с 1825 ин­спек­тор му­зы­ки, с 1830 ин­спек­тор ре­пер­туа­ра, в 1848–60 управ­ляю­щий Моск. те­ат­раль­ной кон­то­рой. Вос­пи­тат., пе­да­го­гич. и ор­га­ни­за­тор­ская ра­бо­та В. спо­соб­ст­во­ва­ла раз­ви­тию нац. те­ат­ра. С 1829 чл. Об-ва лю­би­те­лей рос. сло­вес­но­сти. В 1833 экс­тер­ном окон­чил Моск. уни­вер­си­тет.

В. – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков жан­ра рус. во­де­ви­ля. В 1817–40 на­пи­сал му­зы­ку к 32 во­де­ви­лям, час­тич­но в со­ав­тор­ст­ве с А. А. Алябь­е­вым, Л. В. Мау­ре­ром, Ф. Е. Шоль­цем и др. Ше­девр жан­ра – во­де­виль «Хло­по­тун, или Де­ло мас­те­ра бо­ит­ся», соз­дан­ный совм. с Алябь­е­вым (на текст А. И. Пи­са­ре­ва, 1824, пост. в Ма­лом те­ат­ре). К от­кры­тию в Мо­ск­ве Ма­ло­го те­ат­ра (1824) В. на­пи­сал Тор­же­ст­вен­ную увер­тю­ру, к от­кры­тию Боль­шо­го те­ат­ра (1825) – му­зы­ку к про­ло­гу «Тор­же­ст­во муз» (совм. с Алябь­е­вым, на текст М. А. Дмит­рие­ва). В кон. 1820-х гг. об­ра­тил­ся к опе­ре; все 6 опер В. – «Пан Твар­дов­ский» (1828), «Ва­дим, или Про­бу­ж­де­ние две­на­дца­ти спя­щих дев» (по бал­ла­де В. А. Жу­ков­ско­го, 1832), «Ас­коль­до­ва мо­ги­ла» (по ро­ма­ну М. Н. За­гос­ки­на, 1835), «Тос­ка по ро­ди­не» (по ро­ма­ну За­гос­ки­на, 1839), «Чу­ро­ва до­ли­на, или Сон на­яву» (1844), «Гро­мо­бой» (по бал­ла­де Жу­ков­ско­го, 1857) бы­ли впер­вые по­став­ле­ны в Боль­шом те­ат­ре. Сре­ди них са­мой по­пу­ляр­ной бы­ла «Ас­коль­до­ва мо­ги­ла» – луч­шая опе­ра дог­лин­кин­ско­го вре­ме­ни; в те­че­ние сто­ле­тия она не схо­ди­ла со сцен сто­лич­ных и про­винц. те­ат­ров. Опе­ры В. со­дер­жат раз­го­вор­ные диа­ло­ги, в них ис­поль­зу­ют­ся приё­мы ме­ло­дра­мы (дек­ла­ма­ция на фо­не ор­ке­ст­ра). Идеа­ли­зи­ров. об­ра­зы рус. ста­ри­ны, «рус­ская ха­рак­тер­ность» (вве­де­ние бы­то­вых жан­ров, пе­сен­ных и ро­ман­со­вых ин­то­на­ций) со­че­та­ют­ся с ро­ман­тич. фан­та­сти­кой. Муз. ма­те­ри­ал опер В. не­ро­вен по ху­дож. дос­то­ин­ст­вам, на­ря­ду с вы­ра­зи­тель­ной ме­ло­ди­кой и яр­ки­ми сце­нич. об­раз­ами не­ред­ки штам­пы.

В. – один из круп­ней­ших рус. во­каль­ных ком­по­зи­то­ров 19 в., ав­тор ро­ман­тич. бал­лад «Чёр­ная шаль» (на сло­ва А. С. Пуш­ки­на), «Бед­ный пе­вец», «Ноч­ной смотр», «Три пес­ни скаль­да» (на сло­ва В. А. Жу­ков­ско­го), ро­ман­сов, об­ра­бо­ток нар. пе­сен. Не­ко­то­рые из бал­лад ис­пол­ня­лись на сце­не в де­ко­ра­ци­ях, кос­тю­мах, в со­про­во­ж­де­нии ор­ке­ст­ра.

Его же­на На­де­ж­да Ва­силь­ев­на Ре­пи­на [25.9(7.10).1809 – 20.10(1.11).1867] бы­ла из­вест­ной дра­ма­тич. ак­три­сой.

Лит.: Доб­ро­хо­тов Б. А. Н. Вер­стов­ский. М.; Л., 1949; он же. А. Н. Вер­стов­ский и его опера «Ас­коль­до­ва мо­ги­ла». М., 1962; Кел­дыш Ю. В. А. Н. Вер­стов­ский // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1988. Т. 5.

Вернуться к началу