Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЯ́БЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 582

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Фраёнова
А. А. Алябьев. Литография Ф. Бартольди по рисунку Г. П. Гельмерсена. 1834.

АЛЯ́БЬЕВ Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич [4(15).8.1787, То­больск – 22.2(6.3).1851, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор. Сын А. В. Аля­бье­ва. В 1810 опуб­ли­ко­вал пер­вые со­чи­не­ния. Уча­ст­во­вал в Отеч. вой­не 1812 и за­гра­нич­ных по­хо­дах рус. ар­мии 1813–14. Вый­дя в от­став­ку в чи­не под­пол­ков­ни­ка (1823), жил в С.-Пе­тер­бур­ге, за­тем в Мо­ск­ве. Вёл свет­ский об­раз жиз­ни, как пе­вец (те­нор) и пиа­нист уча­ст­во­вал в муз. ве­че­рах. На от­кры­тие Боль­шо­го те­ат­ра (1825) на­пи­сал (вме­сте с др. ав­то­ра­ми) му­зы­ку к про­ло­гу «Тор­же­ст­во муз». В 1820-х гг. в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве был по­став­лен ряд его сце­нич. про­из­ве­де­ний, в т. ч. комич. опе­ра «Лун­ная ночь, или До­мо­вые», воде­виль «Де­ре­вен­ский фи­ло­соф», ко­мич. ба­лет «Вол­шеб­ный ба­ра­бан». В 1825 был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в убий­ст­ве (ссо­ра во вре­мя кар­точ­ной иг­ры) и, не­смот­ря на не­до­ка­зан­ность об­ви­не­ния, ли­шён зна­ков от­ли­чия, чи­нов и дво­рян­ст­ва и со­слан в Си­бирь. В 1828, по­сле 3-лет­не­го за­клю­че­ния в кре­по­сти, от­прав­лен в То­больск, где ру­ко­во­дил кон­цер­та­ми, вы­сту­пал как пиа­нист и ди­ри­жёр. К это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся соз­да­ние А. его ши­ро­ко из­вест­ных ро­ман­сов и пе­сен (опубл. в сб. «Се­вер­ный певец», 1828, 1831). В 1832–33 жил на Кав­ка­зе, в 1833–34 в Орен­бур­ге. С 1835 ему бы­ло раз­ре­ше­но про­жи­вать в Моск. губ., с 1838 – по­се­щать Мо­ск­ву, од­на­ко он жил в Мо­ск­ве без­вы­езд­но, что по­влек­ло но­вую ссыл­ку – в Ко­лом­ну. В 1838 в Боль­шом те­ат­ре по­став­ле­ны ко­ме­дия У. Шек­спи­ра «Винд­зор­ские ку­муш­ки» и дра­ма А. С. Пуш­ки­на «Ру­сал­ка» c му­зы­кой А. В 1843, по­лу­чив раз­ре­ше­ние жить в Мо­ск­ве, сно­ва во­шёл в те­ат­раль­ную сре­ду.

Наи­бо­лее зна­чи­тель­ную часть творч. на­сле­дия А. со­став­ля­ет во­каль­ная му­зы­ка, свя­зан­ная с тра­ди­ция­ми бы­то­во­го му­зи­ци­ро­ва­ния. В ро­ман­сах и пес­нях (св. 150) А. об­ра­щал­ся к совр. ему по­эзии – сти­хам А. С. Пуш­ки­на («Ес­ли жизнь те­бя об­ма­нет», «Я Вас лю­бил», «Увы, за­чем она бли­ста­ет», «Про­бу­ж­де­ние», «Зим­няя до­ро­га»), В. А. Жу­ков­ско­го, Н. М. Язы­ко­ва, в по­след­ние го­ды – к сти­хам Н. П. Ога­рё­ва, П. Бе­ран­же; все­об­щую по­пу­ляр­ность по­лу­чил его ро­манс «Со­ло­вей» на сти­хи А. А. Дель­ви­га (1826). Сре­ди соч.: Ли­тур­гия (1830–32); 1-й и 3-й струн­ные квар­те­ты (1815, 1825), фп. трио ля ми­нор (1834), со­на­та для скрип­ки с фп. (1834).

Лит.: Штейн­пресс Б. С. Стра­ни­цы из жиз­ни А. А. Алябь­е­ва. М., 1956; он же. А. А. Алябь­ев в из­гна­нии. М., 1959; Доб­ро­хо­тов Б. В. А. Алябь­ев. Твор­че­ский путь. М., 1966; Ле­ва­шев Е. М., Кор­жень­янц ТВ. А. А. Алябь­ев // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки: В 10 т. М., 1988. Т. 5.

Вернуться к началу