АКИ́МОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АКИ́МОВ Николай Павлович [3(16).4.1901, Харьков – 6.9.1968, Москва], рос. режиссёр, сценограф, график, нар. арт. СССР (1960). В 1914–22 учился в Петрограде: в школе Об-ва поощрения художеств, в студии С. М. Зайденберга, Новой худож. мастерской (педагоги М. В. Добужинский, А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев), во Вхутемасе (педагоги Добужинский, Е. Э. Радлов). В 1922 как театральный художник дебютировал в постановке пьесы Ю. М. Бонди и В. Э. Мейерхольда «Алинур» (по О. Уайльду) в театре «Красный факел» (Харьков). Оформил спектакли: «Мистер Могридж-младший» М. Я. Тригера (1924, театр «Вольная комедия»), «Девственный лес» Э. Толлера (1924, БДТ); «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова (1926), «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова (1927) и «Тартюф» Мольера (1929) – в Ленингр. театре драмы; «Человек с портфелем» А. М. Файко (1928, моск. Театр Революции); «Заговор чувств» Ю. К. Олеши (1929) и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1930) – в Театре им. Евг. Вахтангова; «Школа злословия» Р. Шеридана (1940) и «Офицер флота» А. А. Крона (1945) – во МХАТе и др. В 1920–30-х гг. проявил себя как художник-режиссёр, раскрывающий идею пьесы в синтезе визуальных форм (декорации, костюм, грим, бутафория). Использовал разнообразные постановочные приёмы и выразит. средства разл. стилей и направлений, в т. ч. конструктивизма, экспрессионизма, новой вещественности, ар деко. Первая самостоят. режиссёрская работа – «Гамлет» У. Шекспира (1932, Театр им. Евг. Вахтангова), трактованный А. как политич. сатира, – была объявлена формалистической и снята с репертуара. В 1935–47 и 1955–68 худ. рук. Ленингр. театра комедии. Оформил и поставил спектакли: «Валенсианская вдова» Лопе де Веги и «Опасный поворот» Дж. Б. Пристли (оба 1939), «Двенадцатая ночь» Шекспира (1938, 1964), «Тень» (1940, 1960), «Обыкновенное чудо» (1956) и «Дракон» (1962) Е. Л. Шварца, «Деревья умирают стоя» А. Касоны (1957), «Пёстрые рассказы» (по А. П. Чехову, 1959), «Дон Жуан» (по Дж. Байрону, 1963) и др. Блестящее остроумие, точность характеристик, глубина раскрытия авторского замысла, яркое и парадоксальное оформление спектаклей А. определили неповторимость творч. стиля театра. В 1951–55 гл. реж. Театра им. Ленсовета (до 1953 Ленингр. Нового театра). В спектаклях «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1953), «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955; серебряная медаль Всемирной выставки в Брюсселе за эскизы оформления, 1958), ставших вершиной режиссёрского творчества, А. раскрылся как сатирик, обнаживший трагич. глубины драматич. произведений. Выступал также как художник кино («Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947); внёс значит. вклад в иск-во книжной графики (илл. к Собр. соч. А. де Ренье, 1924–27, и Ж. Ромена, 1925–1930), создал графич. портреты деятелей иск-ва (в т. ч. Д. Д. Шостаковича, 1931; Е. Л. Шварца, 1939; В. И. Качалова, 1942; Н. П. Охлопкова, 1945; А. И. Райкина, 1958), плакаты и афиши к спектаклям. С 1955 преподавал в ЛГИТМиКе (проф. с 1960).