Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОБУЖИ́НСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ

Авторы: В. А. Кулаков
М. В. Добужинский. Иллюстрация к повести «Белые ночи» Ф. М. Достоевского. 1923.
М. В. Добужинский. «Человек в очках» (портрет критика и поэта К. А. Сюннерберга). 1905–06. Третьяковская галерея (Москва).

ДОБУЖИ́НСКИЙ Мсти­слав Ва­ле­риа­но­вич [2(14).8.1875, Нов­го­род – 20.11.1957, Мас­са­пе­куа, штат Нью-Йорк; по­хо­ро­нен в Па­ри­же], рос. гра­фик, жи­во­пи­сец, сце­но­граф. Учил­ся в С.-Пе­тер­бур­ге – в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (1884–85), в мас­тер­ских Л. Е. Дмит­рие­ва-Кав­каз­ско­го (1897–99), В. В. Ма­тэ (1901–02) и др.; окон­чил юри­дич. ф-т С.-Пе­тер­бург­ско­го ун-та (1899). В 1899–1901 обу­чал­ся в Мюн­хе­не – в шко­лах А. Аж­бе и Ш. Хол­ло­ши, по­се­щал мас­тер­скую А. Г. Яв­лен­ско­го; в эти го­ды по­зна­ко­мил­ся с И. Э. Гра­ба­рём, в 1902 – с С. П. Дя­ги­ле­вым и ху­дож­ни­ка­ми «Ми­ра ис­кус­ст­ва». Был чле­ном это­го объ­е­ди­не­ния (1902–24) и Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (1904–10).

Сре­ди мас­те­ров «Ми­ра ис­кус­ст­ва» Д. от­ли­чал­ся осо­бой из­мен­чи­во­стью ин­ди­ви­ду­аль­но­го сти­ля, ост­рым чув­ст­вом со­вре­мен­но­сти. В 1896–1924 ис­пол­нял ка­ри­ка­ту­ры и ил­лю­ст­ра­ции для пе­терб. жур­на­лов («Шут», «Жу­пел» – один из ор­га­ни­за­то­ров, 1905–06; «Са­ти­ри­кон», «Сме­хач» и др.) и аль­ма­на­хов («Бе­лые но­чи», 1907). В ран­ней жур­наль­ной гра­фи­ке Д. за­мет­но влия­ние нем. юген­д­сти­ля, Ф. Вал­ло­то­на; в ви­дах Нов­го­ро­да, Мо­ск­вы, Виль­ны и др. го­ро­дов (1885–89) точ­ность на­тур­но­го ви­де­ния со­че­та­лась с эле­мен­та­ми гро­те­ска. Зре­лый стиль Д. сло­жил­ся под воз­дей­ст­ви­ем рус. мо­дер­на и сим­во­лиз­ма; он от­ме­чен со­че­та­ни­ем жи­во­пис­но­го и гра­фич. на­чал (с пре­об­ла­да­ни­ем экс­прес­сив­ной ро­ли ли­нии и си­лу­эта), мно­го­зна­чи­тель­но­стью де­та­лей, тон­ко­стью то­наль­ной раз­ра­бот­ки цве­та.

М. В. Добужинский. Эскиз декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» по роману «Бесы» Ф. М. Достоевского. 1913. Музей Московского Художественного театра.

Гл. те­ма твор­че­ст­ва Д. – совр. го­род, при­об­ре­таю­щий ино­гда фан­та­сти­че­ски-­оду­шев­лён­ный об­лик (гра­фич. цикл «Го­род­ские сны», 1907–21); осо­бое ме­сто за­ни­ма­ет С.-Пе­тер­бург – мрач­ный и та­ин­ст­вен­ный, по­рой тра­ги­че­ски-гро­те­ск­ный, близ­кий по эмо­цио­наль­но­му вос­при­ятию Ф. М. Дос­то­ев­ско­му и по­эзии А. А. Бло­ка («Ста­рый до­мик», 1905; «Ок­но па­рик­махер­ской», 1906, оба – ГТГ; «Пе­тер­бург», 1914, ГРМ; все – сме­шан­ная тех­ни­ка). Изо­бра­же­ния па­рад­но­го С.-Пе­тер­бур­га не­мно­го­чис­лен­ны (из­дан­ная в ви­де от­кры­ток се­рия по за­ка­зу Об­щи­ны Св. Ев­ге­нии, 1902–10); столь же ред­ки у Д. «рет­ро­спек­тив­ные» пей­за­жи («Про­вин­ция 1830-х го­дов», 1907, ГРМ) и ис­то­рич. ком­по­зи­ции («Пётр Ве­ли­кий в Гол­лан­дии», 1910, ГТГ). Порт­ре­там Д. свой­ст­вен сдер­жан­ный пси­хо­ло­гизм («Че­ло­век в оч­ках», 1905–06, ГТГ; «Ав­то­порт­рет. У книж­ной пол­ки», 1910; ак­тё­ры МХТ, 1910–13; М. Горь­кий, М. Ф. Ан­д­рее­ва, Т. П. Кар­са­ви­на, Ф. И. Ша­ля­пин, Е. Е. Лан­се­ре и др.). К 1913–21 от­но­сит­ся ув­ле­че­ние Д. ис­кус­ст­вом А. Ма­тис­са, ку­биз­мом и фу­ту­риз­мом («Ку­би­сти­че­ские этю­ды», уголь, 1914; ви­ды Не­апо­ля, Лон­до­на и Па­ри­жа).

Д. мно­го ра­бо­тал в об­лас­ти книж­ной гра­фи­ки, ил­лю­ст­ри­ро­вал про­из­ве­де­ния Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (наи­бо­лее зна­чит. ра­бо­та – ил­лю­ст­ра­ции к по­вес­ти «Бе­лые но­чи», 1923), А. С. Пуш­ки­на, Н. М. Ка­рам­зи­на, Н. С. Лес­ко­ва и др. С 1901 об­ра­щал­ся так­же к разл. тех­ни­кам стан­ко­вой гра­фи­ки, раз­ра­ба­ты­вая пре­им. ур­ба­ни­стич. те­ма­ти­ку в офор­те, ак­ва­тин­те, кси­ло­гра­фии, хро­мо­ли­то­гра­фии (цикл «Пе­тер­бург в 1921 го­ду») и её усо­вер­шен­ст­во­ва­нии (грат­то­гра­фии; ил­лю­ст­ра­ции для сво­ей кн. «Вос­по­ми­на­ния об Ита­лии», 1923). Ра­бо­тал так­же в об­лас­ти при­клад­ной гра­фи­ки и мо­ну­мен­таль­но-де­ко­ра­тив­но­го иск-ва (рос­пись па­рад­ной ле­ст­ни­цы особ­ня­ка Е. П. Но­со­вой в Мо­ск­ве, 1912–13; про­ек­ты оформ­ле­ния вы­ста­вок, де­ко­ра­тив­но­го уб­ран­ст­ва ин­терь­е­ров).

Один из ре­фор­ма­то­ров рус. те­ат­раль­но-де­ко­рац. иск-ва 20 в., Д. в ран­них ра­бо­тах для пе­терб. «Ста­рин­но­го те­ат­ра» и Те­ат­ра В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской (1907–08) сти­ли­зо­вал приё­мы ср.-век. франц. ми­ниа­тю­ры и рус. луб­ка. Сло­же­ние зре­ло­го сти­ля в сце­но­гра­фии Д. про­изош­ло под влия­ни­ем эс­те­ти­ки МХТ: в 1909–17 по при­гла­ше­нию К. С. Ста­ни­слав­ско­го офор­мил 14 по­ста­но­вок это­го те­ат­ра, в т. ч. «Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва (1909) и «Ни­ко­лай Став­ро­гин» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1913). В по­след­ней ра­бо­те он ис­поль­зо­вал близ­кие экс­прес­сио­низ­му приё­мы – на­пря­жён­ный ли­ней­но-гра­фич. ритм, дра­ма­тич. зву­ча­ние мо­но­хром­но­го ко­ло­ри­та с рез­ки­ми ак­цен­та­ми цве­то­вых пя­тен и ос­ве­ще­ния. Был так­же ху­дож­ни­ком Те­ат­ра тра­ге­дии («Царь Эдип» Со­фок­ла; так­же ре­жис­сёр), быв. Алек­сан­д­рин­ско­го те­ат­ра («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва; оба 1918), БДТ и др. (все – в Пет­ро­гра­де); со­труд­ни­чал с Рус­ским ба­ле­том Дя­ги­ле­ва и труп­пой А. П. Пав­ло­вой (1914).

По­сле 1917 уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии мас­со­вых празд­неств в Пет­ро­гра­де (в т. ч. мис­те­рии «Гимн ос­во­бо­ж­дён­но­му тру­ду» на пло­ща­ди пе­ред зда­ни­ем Бир­жи, 1920, совм. с Ю. П. Ан­нен­ко­вым и В. А. Щу­ко; так­же один из ре­жис­сёров). Был чл. Ко­мис­сии по де­лам ис­кусств (1917), Об-ва изу­че­ния и ох­ра­ны ста­ро­го Пе­тер­бур­га (1918), хра­ни­те­лем Эр­ми­та­жа (1918), ор­га­ни­за­то­ром До­ма ис­кусств в Пет­ро­гра­де (1919–22). В 1924 с семь­ёй вы­ехал в Лит­ву; ра­бо­тал в Кау­на­се, Па­ри­же (1926–29; ху­дож­ник те­ат­ра Н. Ф. Ба­лие­ва «Ле­ту­чая мышь»), Лон­до­не (с пе­ре­ры­ва­ми в 1935–1939), в 1939 вме­сте с труп­пой М. А. Че­хо­ва вы­ехал в США. Жил в Нью-­Йор­ке, с 1952 до окт. 1957 – в Па­ри­же, Ри­ме, Лон­до­не. Во мно­гих те­ат­рах ми­ра оформ­лял пре­им. рус. опе­ры, дра­ма­тич. по­ста­нов­ки и ба­ле­ты (в т. ч. «Рус­ский сол­дат» на муз. С. С. Про­кофь­е­ва, 1942, «Бал­ле ти­этр», Нью-Йорк). В 1928–1946 был ху­дож­ни­ком ки­но на сту­ди­ях Па­ри­жа, Лон­до­на, Гол­ли­ву­да («Пи­ко­вая да­ма», 1937, и др.).

В 1905–39 пуб­ли­ко­вал ста­тьи об изо­бра­зит. иск-ве и те­ат­ре. Пре­по­да­вал в С.-Пе­тер­бур­ге – Пет­ро­гра­де в шко­ле Е. Н. Зван­це­вой (1906–11), СХУМ–Вху­теи­не (1918–23; проф.) и др.; в Ху­дож.-прак­тич. ин-те в Ви­теб­ске (1918–1919; так­же ди­рек­тор); в Па­ри­же – в Ху­дож.-пром. ин-те кн. Ф. Ф. Юсу­по­ва (1926–29), собств. сту­дии (1927–28) и Ху­дож. ака­де­мии Т. Л. Су­хо­ти­ной-Тол­стой (1928–29); в Кау­на­се (1929–1933). Сре­ди уче­ни­ков Д. – Н. П. Аки­мов, Г. С. Ве­рей­ский, Е. Г. Гу­ро, Г. И. Нар­бут, М. З. Ша­гал, так­же сы­но­вья – гра­фик Все­во­лод До­бу­жин­ский (1905–1998) и сце­но­граф Рос­ти­слав До­бу­жин­ский (1903–2000).

Соч.: Вос­по­ми­на­ния / Сост. Г. И. Чу­гу­нов. М., 1987; Пись­ма. СПб., 2001.

Лит.: Гу­са­ро­ва АП. М. До­бу­жин­ский. М., 1982; Чу­гу­нов ГИ. М. В. До­бу­жин­ский. Л., 1984; он же. Ка­та­лог те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­ной жи­во­пи­си М. В. До­бу­жин­ско­го. 1940–1957 // Му­зей. М., 1987. [Вып.] 8; Вос­по­ми­на­ния о До­бу­жин­ском / Сост. Г. И. Чу­гу­нов. СПб., 1997.

Вернуться к началу