ДОБУЖИ́НСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОБУЖИ́НСКИЙ Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород – 20.11.1957, Массапекуа, штат Нью-Йорк; похоронен в Париже], рос. график, живописец, сценограф. Учился в С.-Петербурге – в Рисовальной школе ОПХ (1884–85), в мастерских Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1897–99), В. В. Матэ (1901–02) и др.; окончил юридич. ф-т С.-Петербургского ун-та (1899). В 1899–1901 обучался в Мюнхене – в школах А. Ажбе и Ш. Холлоши, посещал мастерскую А. Г. Явленского; в эти годы познакомился с И. Э. Грабарём, в 1902 – с С. П. Дягилевым и художниками «Мира искусства». Был членом этого объединения (1902–24) и Союза русских художников (1904–10).
Среди мастеров «Мира искусства» Д. отличался особой изменчивостью индивидуального стиля, острым чувством современности. В 1896–1924 исполнял карикатуры и иллюстрации для петерб. журналов («Шут», «Жупел» – один из организаторов, 1905–06; «Сатирикон», «Смехач» и др.) и альманахов («Белые ночи», 1907). В ранней журнальной графике Д. заметно влияние нем. югендстиля, Ф. Валлотона; в видах Новгорода, Москвы, Вильны и др. городов (1885–89) точность натурного видения сочеталась с элементами гротеска. Зрелый стиль Д. сложился под воздействием рус. модерна и символизма; он отмечен сочетанием живописного и графич. начал (с преобладанием экспрессивной роли линии и силуэта), многозначительностью деталей, тонкостью тональной разработки цвета.
Гл. тема творчества Д. – совр. город, приобретающий иногда фантастически-одушевлённый облик (графич. цикл «Городские сны», 1907–21); особое место занимает С.-Петербург – мрачный и таинственный, порой трагически-гротескный, близкий по эмоциональному восприятию Ф. М. Достоевскому и поэзии А. А. Блока («Старый домик», 1905; «Окно парикмахерской», 1906, оба – ГТГ; «Петербург», 1914, ГРМ; все – смешанная техника). Изображения парадного С.-Петербурга немногочисленны (изданная в виде открыток серия по заказу Общины Св. Евгении, 1902–10); столь же редки у Д. «ретроспективные» пейзажи («Провинция 1830-х годов», 1907, ГРМ) и историч. композиции («Пётр Великий в Голландии», 1910, ГТГ). Портретам Д. свойствен сдержанный психологизм («Человек в очках», 1905–06, ГТГ; «Автопортрет. У книжной полки», 1910; актёры МХТ, 1910–13; М. Горький, М. Ф. Андреева, Т. П. Карсавина, Ф. И. Шаляпин, Е. Е. Лансере и др.). К 1913–21 относится увлечение Д. искусством А. Матисса, кубизмом и футуризмом («Кубистические этюды», уголь, 1914; виды Неаполя, Лондона и Парижа).
Д. много работал в области книжной графики, иллюстрировал произведения Ф. М. Достоевского (наиболее значит. работа – иллюстрации к повести «Белые ночи», 1923), А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, Н. С. Лескова и др. С 1901 обращался также к разл. техникам станковой графики, разрабатывая преим. урбанистич. тематику в офорте, акватинте, ксилографии, хромолитографии (цикл «Петербург в 1921 году») и её усовершенствовании (граттографии; иллюстрации для своей кн. «Воспоминания об Италии», 1923). Работал также в области прикладной графики и монументально-декоративного иск-ва (роспись парадной лестницы особняка Е. П. Носовой в Москве, 1912–13; проекты оформления выставок, декоративного убранства интерьеров).
Один из реформаторов рус. театрально-декорац. иск-ва 20 в., Д. в ранних работах для петерб. «Старинного театра» и Театра В. Ф. Комиссаржевской (1907–08) стилизовал приёмы ср.-век. франц. миниатюры и рус. лубка. Сложение зрелого стиля в сценографии Д. произошло под влиянием эстетики МХТ: в 1909–17 по приглашению К. С. Станиславского оформил 14 постановок этого театра, в т. ч. «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909) и «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому (1913). В последней работе он использовал близкие экспрессионизму приёмы – напряжённый линейно-графич. ритм, драматич. звучание монохромного колорита с резкими акцентами цветовых пятен и освещения. Был также художником Театра трагедии («Царь Эдип» Софокла; также режиссёр), быв. Александринского театра («Горе от ума» А. С. Грибоедова; оба 1918), БДТ и др. (все – в Петрограде); сотрудничал с Русским балетом Дягилева и труппой А. П. Павловой (1914).
После 1917 участвовал в оформлении массовых празднеств в Петрограде (в т. ч. мистерии «Гимн освобождённому труду» на площади перед зданием Биржи, 1920, совм. с Ю. П. Анненковым и В. А. Щуко; также один из режиссёров). Был чл. Комиссии по делам искусств (1917), Об-ва изучения и охраны старого Петербурга (1918), хранителем Эрмитажа (1918), организатором Дома искусств в Петрограде (1919–22). В 1924 с семьёй выехал в Литву; работал в Каунасе, Париже (1926–29; художник театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь»), Лондоне (с перерывами в 1935–1939), в 1939 вместе с труппой М. А. Чехова выехал в США. Жил в Нью-Йорке, с 1952 до окт. 1957 – в Париже, Риме, Лондоне. Во многих театрах мира оформлял преим. рус. оперы, драматич. постановки и балеты (в т. ч. «Русский солдат» на муз. С. С. Прокофьева, 1942, «Балле тиэтр», Нью-Йорк). В 1928–1946 был художником кино на студиях Парижа, Лондона, Голливуда («Пиковая дама», 1937, и др.).
В 1905–39 публиковал статьи об изобразит. иск-ве и театре. Преподавал в С.-Петербурге – Петрограде в школе Е. Н. Званцевой (1906–11), СХУМ–Вхутеине (1918–23; проф.) и др.; в Худож.-практич. ин-те в Витебске (1918–1919; также директор); в Париже – в Худож.-пром. ин-те кн. Ф. Ф. Юсупова (1926–29), собств. студии (1927–28) и Худож. академии Т. Л. Сухотиной-Толстой (1928–29); в Каунасе (1929–1933). Среди учеников Д. – Н. П. Акимов, Г. С. Верейский, Е. Г. Гуро, Г. И. Нарбут, М. З. Шагал, также сыновья – график Всеволод Добужинский (1905–1998) и сценограф Ростислав Добужинский (1903–2000).