«МИР ИСКУ́ССТВА»
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МИР ИСКУ́ССТВА», рос. худож. объединение. Идея его создания и гл. творч. установки сформировались в сер. 1890-х гг. в петерб. кружке молодых художников и любителей иск-ва (А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Д. В. Философов, В. Ф. Нувель). Фактически первой выставкой «М. и.» (ещё не носившей этого назв.) была Выставка рус. и финл. художников в С.-Петербурге (1898). Как выставочный союз (под эгидой одноим. журнала) «М. и.» существовал с 1899 (официально с 1900) по 1903. В 1903–10 значит. часть мастеров «М. и.» входила в СРХ; в 1910 объединение возродилось в расширенном составе (выставки в России продолжались до 1924; последняя – в 1927 в Париже), однако уже утратило единство творч. позиций. Осн. ядро «М. и.» составляли петерб. мастера (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов). В разное время членами и экспонентами «М. и.» были также А. Е. Архипов, О. Э. Браз, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. С. Гончарова, И. Э. Грабарь, Б. Д. Григорьев, В. В. Кандинский, Д. Н. Кардовский, П. В. Кузнецов, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, И. И. Левитан, А. В. Лентулов, А. Т. Матвеев, И. И. Машков, В. Д. и Н. Д. Милиоти, М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин, Н. К. Рерих, А. П. Рябушкин, Н. Н. Сапунов, З. Е. Серебрякова, В. А. Серов, С. Ю. Судейкин, Н. П. Ульянов, Р. Р. Фальк, К. Ф. Юон, А. Г. Явленский и др.
Худож.-мировоззренческая платформа «М. и.» характеризовалась прежде всего обострённым неприятием многих черт совр. буржуазной цивилизации, которым объясняется самодовлеющий эстетизм, а также пассеизм «мирискусников» – своеобразный худож. культ минувших эпох (прежде всего 17 и 18 вв., наряду с худож. претворением традиций др.-рус. иск-ва, фольклора, тем рус. истории). Это «ретроспективное мечтательство» имело романтич. окраску, не лишённую вместе с тем иронии и самопародии. Несомненное влияние на «мирискуснический» стиль оказало англ. и нем. иск-во кон. 19 в. Стремление к эстетич. преобразованию окружающей действительности, утончённое стилизаторство сочетались у мастеров «М. и.» с пропагандой «чистого» иск-ва и нередко аполитичностью; отсюда – декларированное «М. и.» неприятие программного иск-ва позднего передвижничества, открытая полемика с В. В. Стасовым и И. Е. Репиным. С др. стороны, существенно также начавшееся с сер. 1900-х гг. размежевание «М. и.» с течениями нарождающегося рус. авангардизма.
В области станкового иск-ва наиболее значителен вклад «мирискусников» в портрет, историко-бытовой жанр и пейзаж. С наибольшей полнотой поиски единого стилеобразующего начала, имевшие точки соприкосновения с европ. и рус. модерном и символизмом, выразились в обращении мастеров «М. и.» к иск-ву оформления книги, журнала, а также к театру. Первыми в России они сумели решить проблему конструктивной целостности книги (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, В. Д. Замирайло, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, К. А. Сомов, С. В. Чехонин), достигнув полного стилистич. единства всех худож. компонентов (обложка, иллюстрации, шрифт, все графич. элементы).
Значит. вклад в историю театрально-декорационного иск-ва внесли Б. И. Анисфельд, А. А. Арапов, Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, К. А. Коровин. Стремясь к возрождению театра как «синтетического произведения иск-ва» (отчасти под влиянием идей Р. Вагнера), мастера «М. и.» опирались на опыт художников Частной русской оперы С. И. Мамонтова, а также изучали новые принципы постановочных решений Мейнингенского т-ра (гастролировавшего в России в 1885 и 1890) и ранних спектаклей МХТ. Гл. задачами «М. и.» в сфере театра были борьба с псевдоисторич. условностью либо чрезмерным бытовизмом, царившими на казённых сценах, утверждение зрительно-изобразит. строя как одного из важнейших компонентов спектакля, достижение стилистич. цельности оформления во всех его деталях и неразрывной связи сценографии с режиссёрской и хореографич. концепцией, драматургией, музыкой. Этим задачам целиком отвечали широта худож. воззрений и почти универсальная эрудиция ведущих мастеров «М. и.». Стремление «мирискусников» к расширению границ образно-худож. выразительности спектакля совпало с усилиями реформаторов рус. театра; более того, в некоторых случаях оно начало оказывать значит. воздействие на формирование новых принципов режиссуры и хореографии. «М. и.» сыграл решающую роль в создании Русских сезонов С. П. Дягилева и труппы Русский балет Дягилева на раннем этапе её существования (спектакли создавались в сотрудничестве с хореографами М. М. Фокиным и В. Ф. Нижинским, композитором И. Ф. Стравинским); художники «М. и.» работали также в труппах А. П. Павловой, И. Л. Рубинштейн, позднее во мн. труппах и театрах Европы и Америки. В 1900–10-е гг. «мирискусники» работали с режиссёрами В. Э. Мейерхольдом, Н. Н. Евреиновым и А. А. Саниным (оба – в Старинном театре), с 1908 – с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко (в МХТ). После Окт. революции 1917 некоторые из художников «М. и.» приняли активное участие в становлении сов. театра (сотрудничали с БДТ, МХАТом, Малым театром в Москве и др.).