
ОСТРОУ́МОВА-ЛЕ́БЕДЕВА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТРОУ́МОВА-ЛЕ́БЕДЕВА Анна Петровна [5(17).5.1871, С.-Петербург – 5.5.1955, Ленинград], рос. график и живописец, д. чл. АХ СССР (1949), нар. худ. РСФСР (1946). Жена С. В. Лебедева (с 1905). Училась в С.-Петербурге – в Центр. уч-ще технич. рисования барона А. Л. Штиглица (1889–92) у В. В. Матэ, в АХ (1892–1900) у И. Е. Репина, К. А. Савицкого, П. П. Чистякова и Матэ; в 1898–99 в Париже посещала мастерскую Дж. Уистлера и познакомилась с А. Н. Бенуа. Чл. объединения «Мир искусства» (с 1899), экспонент выставок СРХ (1903–10). Испытала влияние франц. постимпрессионизма, символизма, мастеров япон. гравюры. Возродила в России ренессансную технику цветной ксилографии (кьяроскуро); также много работала в технике акварели. Гл. тема творчества О.-Л. – виды С.-Петербурга и его пригородов: в 1901 создала серию пейзажных гравюр для ж. «Мир искусства» по заказу С. П. Дягилева, затем циклы цветных гравюр, посвящённых дворцово-парковым пригородным ансамблям (1902–04), и «Виды Петербурга» (1908–10); 25 ксилографий для кн. «Петербург» В. Я. Курбатова (1913). В своих работах О.-Л. воссоздаёт торжественно-строгий образ сев. столицы; в них реальность сочетается с идеальным представлением, величественность – с лиричностью; «мирискусническая» изысканность линий и ретроспективизм соседствуют с тонким пониманием проблем совр. пространства и ритмов 20 в. В 1900-е и 1910-е гг. О.-Л. много путешествовала, исполняя пейзажи Италии, Нидерландов, Испании, Бельгии.
После Окт. революции 1917 О.-Л. продолжала работать над пейзажами Петрограда–Ленинграда. В её чёрно-белых гравюрах с использованием резких контурных линий ощущение сурового романтич. духа того времени сочетается с утверждением непреходящей ценности архит. облика города на Неве [«Мойка у Певческого моста», «Решётка Летнего сада» (1919–20), «Смольный» (1924), серии ксилографий для кн. «Душа Петербурга» Н. П. Анциферова (1922) и автолитографий «Петербург» (изданы отд. альбомом со вступит. статьёй А. Н. Бенуа, 1922)]. В серии чёрно-белых ксилографий (1922–23), изданной в виде альбома «Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах», проявились технич. эксперименты О.-Л. в области гравирования (белый штрих). Совершенный и поэтичный образ старинного Павловского парка художница запечатлевала во многих акварелях и гравюрах на протяжении всей жизни (один из лучших акварельных пейзажей – «Павловск. Вид со стороны Константиновского дворца», 1930, ГРМ). В 1920-е гг. исполнила ряд акварельных портретов (И. В. Ершова, 1923, А. Белого, 1924, Е. С. Кругликовой, 1925, С. В. Лебедева, 1932; все – в ГРМ). В годы блокады О.-Л. оставалась в Ленинграде, работая над автобиографич. книгой и продолжая создавать гравюры, рисунки и акварели [«Мальчики удят рыбу (Не в нашем квадрате)», «Памятник Петру I» (обе 1942), «Подводная лодка на Неве ночью» (1943), «Салют в Ленинграде» (1944)]. Её последняя гравюра – «Ленинград. Вид на крепость ночью» (1946). В послевоенные годы почти не работала из-за надвигающейся слепоты. Преподавала на худож. ф-те Высшего ин-та фотографии и фототехники (1918–21), в ИЖСА (1934–1935; проф.).