ФАЛЬК РОБЕРТ РАФАИЛОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАЛЬК Роберт Рафаилович [15(27).10.1886, Москва – 1.10.1958, там же], рос. живописец, график, сценограф. Учился в мастерских у К. Ф. Юона, И. И. Машкова (1904–05); в МУЖВЗ (1905–09) у А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, Л. О. Пастернака, В. А. Серова и К. А. Коровина. Посетил Италию (1910–11). Участвовал в выставках журнала «Золотое руно», объединений «Бубновый валет» и «Мир искусства». Ранние работы – эксперименты в русле постимпрессионизма («Солнце. Крым. Козы», 1916, ГТГ), сезаннизма («Натюрморт», 1910, Историко-худож. музей, Серпухов; «Красная мебель», 1920, ГТГ) и кубизма («Автопортрет на фоне окна», 1916, Гос. худож. музей им. А. Н. Радищева, Саратов). Работал в коллегии ИЗО Наркомпроса (1918–21). Чл. АХРР (1925–28) и ОМХ (1927–28). Жил во Франции (1928–37), где познакомился с А. Волларом, изучал творчество П. Брейгеля Старшего, Рембрандта, М. Утрилло, К. Коро, импрессионизм и Парижскую школу. Портреты этого периода отличались поисками оттенков духовной жизни модели («Валерик у окна», 1934, Морд. республиканский музей изобразит. искусств им. С. Д. Эрьзи, Саранск; «Бретонский рыбак», 1935, ГТГ). Зарисовки парижских окраин создавал преим. в приглушённом, дымчатом колорите («Парижский вечер», 1936, ГМИИ); выбирал неброские виды («Дом на берегу», 1934, Областной худож. музей, Иваново). Вернулся в СССР в 1937 и был обвинён в формализме (причислен прессой к главарям «шайки формалистов»: «три Ф» – Ф., В. А. Фаворский, А. В. Фонвизин). Во время Вел. Отеч. войны эвакуирован в Стерлибашево (Башкирия), затем в Самарканд. Исполнял акварельные лирич. пейзажи («Золотая чайхана. Самарканд», 1943, собрание С. К. Никулина, Москва) и бытовые зарисовки с южными типажами, погружёнными в себя («Узбек с чайником, Средняя Азия», 1938, Историко-архит. и худож. музей «Новый Иерусалим», Истра). Вернувшись после войны в Москву, создавал пейзажи, натюрморты, портреты («Портрет В. Б. Шкловского», 1948, Гос. лит. музей, Москва; «Портрет А. Г. Габричевского», 1952–53, Худож. галерея, Пермь). Для зарисовок и этюдов предпочитал пастель, особенно любил смешивать акварель и гуашь или писать акварелью по загрунтованной бумаге, подчёркивая прозрачность цветовых пятен, тонких тональных переходов, шершавую фактуру поверхности. Живописные полотна создавал годами («Портрет в белой шали», 1945–1947, ГРМ). Также работал как сценограф: оформлял постановки ГОСЕТа (1922–25), спектакли «Уриэль Акоста» К. Гуцкова (театр «Габима» в Берлине, 1930), «Только правда, или Жорж де Валера» Ж. П. Сартра (Моск. театр сатиры, 1956). Преподавал во Вхутемасе – Вхутеине (1918–28), разрабатывая теорию «абсолютного цветового зрения»; в Узб. худож. техникуме и МУЖВЗ (1941–43). Его мастерскую в доме Перцова посещали А. Т. Зверев, И. И. Кабаков, И. С. Чуйков, О. В. Васильев и Э. В. Булатов.