Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕРО́В

СЕРО́В Ва­лен­тин Алек­сан­д­ро­вич [7(19).1.1865, С.-Пе­тер­бург – 22.11(5.12).1911, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф; ака­де­мик (1898) и д. чл. (1903–1905) пе­терб. АХ. Сын ком­по­зи­то­ров А. Н. Се­ро­ва и В. С. Се­ро­вой (Берг­ман). Учил­ся у К. Кёп­пин­га в Мюн­хе­не (1873–1874), И. Е. Ре­пи­на в Па­ри­же (1874–75) и в Мо­ск­ве (1878–80), в Ки­ев­ской ри­со­валь­ной шко­ле (1876–78) у Н. И. Му­раш­ко, в пе­терб. АХ (1880–85; не окон­чил) у П. П. Чис­тя­ко­ва. Боль­шое влия­ние на С. ока­за­ли жи­во­пись ста­рых мас­те­ров, друж­ба с М. А. Вру­бе­лем и К. А. Ко­ро­ви­ным и творч. ат­мо­сфе­ра Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка, с ко­то­рым был тес­но свя­зан мо­ло­дой ху­дож­ник. В ран­них кар­ти­нах С. влия­ние им­прес­сио­низ­ма ска­зы­ва­ет­ся в не­по­сред­ст­вен­но­сти вос­при­ятия на­ту­ры, ин­те­ре­се к пе­ре­да­че све­то­воз­душ­ной сре­ды – в пей­за­жах («Лес. Аб­рамце­во», 1879, ГРМ; «Осен­ний ве­чер. До­мо­тка­но­во», 1886, ГТГ, и др.) и порт­ре­тах, ис­поль­зую­щих приё­мы пле­нэр­ной жи­во­пи­си, слож­ную раз­ра­бот­ку све­то­вых и цве­то­вых эф­фек­тов («Де­воч­ка с пер­си­ка­ми», 1887; «Де­вуш­ка, ос­ве­щён­ная солн­цем», 1888, оба – в ГТГ).

С кон. 1880-х гг. порт­рет, став­ший осн. жан­ром в твор­че­ст­ве С., при­об­рёл но­вые чер­ты – пси­хо­ло­гич. за­ост­рён­ность ха­рак­те­ри­сти­ки че­ло­ве­ка, вы­яв­ле­ние в нём ар­ти­стич. на­ча­ла. Из­люб­лен­ные мо­де­ли С. – ар­ти­сты, ху­дож­ни­ки, ком­по­зи­то­ры, пи­са­те­ли [А. Н. Се­ров (отец ху­дож­ни­ка, 1889, ГРМ), пев­цы А. Ма­зи­ни (1890) и Ф. Та­ма­ньо (1891–93); К. А. Ко­ро­вин (1891; все – в ГТГ), И. Е. За­бе­лин (1892, Ис­то­рич. му­зей, Мо­ск­ва; см. илл. к ста­тье о нём), И. И. Ле­ви­тан (1893, ГТГ), Н. С. Лес­ков (1894, ГТГ; см. илл. к ста­тье о нём), Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков (1898, ГТГ; см. илл. к ста­тье о нём), С. П. Дя­ги­лев (не окон­чен; 1904, ГРМ), М. Горь­кий (не окон­чен; 1904, Му­зей М. Горь­ко­го, Мо­ск­ва), К. Д. Баль­монт (пас­тель; см. илл. к ста­тье о нём), Ф. И. Ша­ля­пин (уголь, мел), М. Н. Ер­мо­ло­ва, Г. Н. Фе­до­то­ва (все 1905, ГТГ) и др.]. Од­но­вре­мен­но С. пи­сал ка­мер­ные дет­ские порт­ре­ты, на­де­лён­ные ду­шев­ной не­по­сред­ст­вен­но­стью («Де­ти», 1899, ГРМ; «Ми­ка Мо­ро­зов», 1901, ГТГ). По­лу­чив ши­ро­кую из­вест­ность, соз­дал мно­го за­каз­ных порт­ре­тов, в ко­то­рых не­ред­ко при­бе­гал к «ап­ро­би­ро­ван­ным» приё­мам ев­роп. па­рад­но­го порт­ре­та, со­че­тая эф­фект­ность ком­по­зи­ции с унас­ле­до­ван­ной от И. Е. Ре­пи­на глу­би­ной про­ник­но­ве­ния во внутр. мир мо­де­ли. Сре­ди них – порт­ре­ты вел. кн. Пав­ла Алек­сан­д­ро­ви­ча (1897), имп. Ни­ко­лая II (1900, оба – в ГТГ) и др. чле­нов имп. се­мьи; С. М. Бот­ки­ной (1899), кн. З. Н. Юсу­по­вой (1902; см. илл. к ст. Оде­ж­да), кн. Ф. Ф. Юсу­по­ва, гра­фа Су­ма­ро­ко­ва-Эль­сто­на и его сы­но­вей – Н. Ф. и Ф. Ф. Юсу­по­вых (все 1903; все – в ГРМ). Позд­ние порт­ре­ты С. ис­пол­не­ны в сти­ли­сти­ке, близ­кой мо­дер­ну, – Г. Л. Гирш­ман (1907, ГТГ), И. А. Мо­ро­зо­ва (1910, там же; см. илл. к ста­тье о нём), ба­ле­ри­ны И. Л. Ру­бинштейн (тем­пе­ра, уголь, 1910, ГРМ), В. О. Гирш­ма­на (1911, ГТГ), кн. О. К. Ор­ло­вой (1911, ГРМ; см. илл. к ст. Жи­во­пись).

В. А. Серов. «Дети». 1899. Русский музей (С.-Петербург).

В 1890-е – нач. 1900-х гг. С. час­то об­ра­щал­ся к пей­заж­но-жан­ро­вым ком­по­зи­ци­ям на кре­сть­ян­ские те­мы, ли­шён­ным по­ве­ст­во­ват. эле­мен­тов: скром­ный пей­заж­ный мо­тив пе­ре­да­ёт на­строе­ние ти­хой и гру­ст­ной со­сре­до­то­чен­но­сти (этю­ды, ис­пол­нен­ные во вре­мя пу­те­ше­ст­вия на Се­вер Рос­сии, 1894; «Ок­тябрь. До­мо­тка­но­во», 1895, ГТГ; «Зи­мой», гу­ашь, пас­тель, 1898, ГРМ, и др.). Мно­го ра­бо­тал в разл. гра­фич. тех­ни­ках: офор­те (Ав­то­порт­рет, 1898; пей­за­жи, см. илл. к ст. Офорт), ли­то­гра­фии [порт­ре­ты А. К. Гла­зу­но­ва (1899; см. илл. к ста­тье о нём), Л. Н. Ан­д­рее­ва (1908 и 1909)], ак­ва­ре­ли (порт­рет С. М. Лу­ком­ской, 1900, ГТГ). Ри­су­нок С. по­сте­пен­но ста­но­вил­ся всё бо­лее изы­скан­ным и ла­ко­нич­ным, что осо­бен­но ска­за­лось в позд­ний пе­ри­од (порт­ре­ты В. И. Ка­ча­ло­ва, К. С. Ста­ни­слав­ско­го, оба 1908; Т. П. Кар­са­ви­ной, 1909, все – ка­ран­даш, ГТГ; ри­сун­ки и офор­ты к бас­ням И. А. Кры­ло­ва, 1895–1911). Вме­сте с др. «ми­ри­скус­ни­ка­ми» ис­пол­нил для из­да­ний «Цар­ская и им­пе­ра­тор­ская охо­та на Ру­си. Ко­нец XVII и XVIII век» Н. И. Ку­те­по­ва (1902), «Кар­ти­ны по рус­ской ис­то­рии» С. А. Князь­ко­ва (1908), «Цар­ское Се­ло в цар­ст­во­ва­ние Ели­са­веты Пет­ров­ны…» А. Н. Бе­нуа (1910) ряд ил­лю­ст­ра­ций на ис­то­рич. те­мы (тем­пе­ра, гу­ашь, пас­тель), от­ме­чен­ных глу­би­ной по­сти­же­ния ду­ха и ха­рак­те­ров эпо­хи («Пётр II и це­са­рев­на Ели­за­ве­та на псо­вой охо­те», 1900, ГРМ; «Пётр I», 1907, ГТГ, и др.).

В. А. Серов. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. Карандаш. 1909. Третьяковская галерея (Москва).

В знак про­тес­та про­тив рас­стре­ла де­мон­ст­ра­ции 9.1.1905 С. вы­шел из со­ста­ва АХ. В го­ды Ре­во­лю­ции 1905–07 соз­дал ряд ан­ти­мо­нар­хич. ри­сун­ков (в т. ч. для са­ти­рич. жур­на­лов «Жа­ло» и «Жу­пел»). По­сле пу­те­ше­ст­вия по Гре­ции вме­сте с Л. С. Бак­стом (1907) ис­пол­нил неск. кар­тин-пан­но на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты («Одис­сей и На­взи­кая», 1909–1910, ГТГ и ГРМ; «По­хи­ще­ние Ев­ро­пы», 1910, ГТГ), в ко­то­рых, свое­об­раз­но сти­ли­зуя иск-во греч. ар­хаи­ки, дал соб­ст­вен­ную, сво­бод­ную от клас­си­ци­стич. нор­ма­тив­но­сти ин­тер­пре­та­цию ан­тич­но­сти. За­ни­мал­ся так­же скульп­ту­рой. Те­ат­раль­ные ра­бо­ты С. не­мно­го­чис­лен­ны: де­ко­ра­ции для опе­ры «Юдифь» А. Н. Се­ро­ва (1907, Ма­ри­ин­ский те­атр) и соз­дан­ные для дя­ги­лев­ских Рус­ских се­зо­нов афи­ша, изо­бра­жаю­щая А. П. Пав­ло­ву в ба­ле­те «Силь­фи­ды» (1909), за­на­вес для ба­ле­та «Шехе­ра­за­да» на му­зы­ку Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1910). Чл. ТПХВ (1894–1900), объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1899), СРХ (с 1903), мюн­хен­ско­го Се­цес­сио­на (с 1898), поч. чл. вен­ско­го Се­цес­сио­на (с 1908) и др. Уча­ст­ник мн. вы­ста­вок, в т. ч. Все­мир­ных 1900 в Па­ри­же (Гран-при) и 1910 в Брюс­се­ле. Пре­по­да­вал в МУЖВЗ (1897–1909; проф.); сре­ди уче­ни­ков – П. В. Куз­не­цов, К. С. Пет­ров-Вод­кин, Н. Н. Са­пу­нов, М. С. Сарь­ян, Н. П. Уль­я­нов, К. Ф. Юон.

Лит.: Гол­лер­бах Э. Ф. В. Се­ров. Жизнь и твор­че­ст­во. П., 1924; Се­ро­ва В. С. Как рос мой сын. Л., 1968; В. Се­ров в вос­по­ми­на­ни­ях, днев­ни­ках и пе­ре­пис­ке со­вре­мен­ни­ков. Л., 1971. Т. 1–2; Гра­барь И. Э. В. А. Се­ров: Жизнь и твор­че­ст­во. 2-е изд. М., 1980; В. Се­ров в пе­ре­пис­ке, до­ку­мен­тах и ин­тер­вью. Л., 1985–1989. Т. 1–2; Ле­ня­шин В. А. Порт­рет­ная жи­во­пись В. А. Се­ро­ва 1900-х гг. 2-е изд. Л., 1986; Са­рабь­я­нов Д. В. В. Се­ров: Аль­бом. 2-е изд. Л., 1987; Чу­гу­нов Г. И. В. Се­ров в Пе­тер­бур­ге. Л., 1990, Ал­ле­но­ва Е. М. В. Се­ров: [Аль­бом]. М., 2001; Ра­чее­ва Е. П. Се­ров. М., 2005; В. А. Се­ров: [Аль­бом]. СПб., 2005; В. Се­ров. Кат. выставки. М., 2015.

Вернуться к началу