СЕРО́В
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕРО́В Валентин Александрович [7(19).1.1865, С.-Петербург – 22.11(5.12).1911, Москва], рос. живописец, график, сценограф; академик (1898) и д. чл. (1903–1905) петерб. АХ. Сын композиторов А. Н. Серова и В. С. Серовой (Бергман). Учился у К. Кёппинга в Мюнхене (1873–1874), И. Е. Репина в Париже (1874–75) и в Москве (1878–80), в Киевской рисовальной школе (1876–78) у Н. И. Мурашко, в петерб. АХ (1880–85; не окончил) у П. П. Чистякова. Большое влияние на С. оказали живопись старых мастеров, дружба с М. А. Врубелем и К. А. Коровиным и творч. атмосфера Абрамцевского художественного кружка, с которым был тесно связан молодой художник. В ранних картинах С. влияние импрессионизма сказывается в непосредственности восприятия натуры, интересе к передаче световоздушной среды – в пейзажах («Лес. Абрамцево», 1879, ГРМ; «Осенний вечер. Домотканово», 1886, ГТГ, и др.) и портретах, использующих приёмы пленэрной живописи, сложную разработку световых и цветовых эффектов («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещённая солнцем», 1888, оба – в ГТГ).
С кон. 1880-х гг. портрет, ставший осн. жанром в творчестве С., приобрёл новые черты – психологич. заострённость характеристики человека, выявление в нём артистич. начала. Излюбленные модели С. – артисты, художники, композиторы, писатели [А. Н. Серов (отец художника, 1889, ГРМ), певцы А. Мазини (1890) и Ф. Таманьо (1891–93); К. А. Коровин (1891; все – в ГТГ), И. Е. Забелин (1892, Историч. музей, Москва; см. илл. к статье о нём), И. И. Левитан (1893, ГТГ), Н. С. Лесков (1894, ГТГ; см. илл. к статье о нём), Н. А. Римский-Корсаков (1898, ГТГ; см. илл. к статье о нём), С. П. Дягилев (не окончен; 1904, ГРМ), М. Горький (не окончен; 1904, Музей М. Горького, Москва), К. Д. Бальмонт (пастель; см. илл. к статье о нём), Ф. И. Шаляпин (уголь, мел), М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова (все 1905, ГТГ) и др.]. Одновременно С. писал камерные детские портреты, наделённые душевной непосредственностью («Дети», 1899, ГРМ; «Мика Морозов», 1901, ГТГ). Получив широкую известность, создал много заказных портретов, в которых нередко прибегал к «апробированным» приёмам европ. парадного портрета, сочетая эффектность композиции с унаследованной от И. Е. Репина глубиной проникновения во внутр. мир модели. Среди них – портреты вел. кн. Павла Александровича (1897), имп. Николая II (1900, оба – в ГТГ) и др. членов имп. семьи; С. М. Боткиной (1899), кн. З. Н. Юсуповой (1902; см. илл. к ст. Одежда), кн. Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона и его сыновей – Н. Ф. и Ф. Ф. Юсуповых (все 1903; все – в ГРМ). Поздние портреты С. исполнены в стилистике, близкой модерну, – Г. Л. Гиршман (1907, ГТГ), И. А. Морозова (1910, там же; см. илл. к статье о нём), балерины И. Л. Рубинштейн (темпера, уголь, 1910, ГРМ), В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), кн. О. К. Орловой (1911, ГРМ; см. илл. к ст. Живопись).
В 1890-е – нач. 1900-х гг. С. часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы, лишённым повествоват. элементов: скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности (этюды, исполненные во время путешествия на Север России, 1894; «Октябрь. Домотканово», 1895, ГТГ; «Зимой», гуашь, пастель, 1898, ГРМ, и др.). Много работал в разл. графич. техниках: офорте (Автопортрет, 1898; пейзажи, см. илл. к ст. Офорт), литографии [портреты А. К. Глазунова (1899; см. илл. к статье о нём), Л. Н. Андреева (1908 и 1909)], акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ). Рисунок С. постепенно становился всё более изысканным и лаконичным, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, К. С. Станиславского, оба 1908; Т. П. Карсавиной, 1909, все – карандаш, ГТГ; рисунки и офорты к басням И. А. Крылова, 1895–1911). Вместе с др. «мирискусниками» исполнил для изданий «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век» Н. И. Кутепова (1902), «Картины по русской истории» С. А. Князькова (1908), «Царское Село в царствование Елисаветы Петровны…» А. Н. Бенуа (1910) ряд иллюстраций на историч. темы (темпера, гуашь, пастель), отмеченных глубиной постижения духа и характеров эпохи («Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», 1900, ГРМ; «Пётр I», 1907, ГТГ, и др.).
В знак протеста против расстрела демонстрации 9.1.1905 С. вышел из состава АХ. В годы Революции 1905–07 создал ряд антимонархич. рисунков (в т. ч. для сатирич. журналов «Жало» и «Жупел»). После путешествия по Греции вместе с Л. С. Бакстом (1907) исполнил неск. картин-панно на мифологич. сюжеты («Одиссей и Навзикая», 1909–1910, ГТГ и ГРМ; «Похищение Европы», 1910, ГТГ), в которых, своеобразно стилизуя иск-во греч. архаики, дал собственную, свободную от классицистич. нормативности интерпретацию античности. Занимался также скульптурой. Театральные работы С. немногочисленны: декорации для оперы «Юдифь» А. Н. Серова (1907, Мариинский театр) и созданные для дягилевских Русских сезонов афиша, изображающая А. П. Павлову в балете «Сильфиды» (1909), занавес для балета «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1910). Чл. ТПХВ (1894–1900), объединения «Мир искусства» (с 1899), СРХ (с 1903), мюнхенского Сецессиона (с 1898), поч. чл. венского Сецессиона (с 1908) и др. Участник мн. выставок, в т. ч. Всемирных 1900 в Париже (Гран-при) и 1910 в Брюсселе. Преподавал в МУЖВЗ (1897–1909; проф.); среди учеников – П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.