Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕ́ЙГЕЛЬ СТА́РШИЙ

Авторы: Л. С. Алёшина

БРЕ́ЙГЕЛЬ СТА́РШИЙ, или Му­жиц­кий (Breugel; Bruegel de Oude, Boere Brue­ghel), Пи­тер (соб­ст­вен­но Пер ден Дрол, Peer den Drol) (ме­ж­ду 1525 и 1530, дер. Брей­гель, близ Бре­ды – 5.9.1569, Брюс­сель), ни­дерл. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. Учил­ся у П. Кук­ке ван Ал­ста в Антвер­пе­не. Ра­бо­тал в Ан­твер­пе­не (чл. гиль­дии жи­во­пис­цев Св. Лу­ки, с 1551) и Брюс­се­ле (с 1563). На­чи­нал твор­че­ст­во как ри­со­валь­щик; с 1551 вы­пол­нил для ан­твер­пен­ско­го из­да­те­ля И. Ко­ка св. 135 ри­сун­ков, пе­ре­ве­дён­ных в гра­вю­ру разл. мас­те­ра­ми и имев­ших гран­ди­оз­ный ус­пех: ве­ли­ча­вые па­но­ра­мы аль­пий­ских пей­за­жей, от­кры­ваю­щие­ся с вы­со­ты птичь­е­го по­лё­та (в 1552–53 Б. С. со­вер­шил по­езд­ку в Рим че­рез Фран­цию, во вре­мя ко­то­рой ис­пол­нял ри­сун­ки), и ал­ле­го­рич. ком­по­зи­ции с мно­го­числ. мел­ки­ми фи­гур­ка­ми, на­по­ми­наю­щи­ми мон­ст­ру­оз­ные об­ра­зы И. Бос­ха (се­рии «Семь смерт­ных гре­хов», 1558; «Семь доб­ро­де­те­лей», 1559–60; «Мор­ские ко­раб­ли», 1564–65, и др.).

П. Брейгель Старший.«Большие рыбы поедают малых». Рисунок пером. 1556. Альбертина (Вена).

Боль­шин­ст­во жи­во­пис­ных про­из­ве­дений Б. С. – ал­ле­го­рии и прит­чи, за­им­ство­ван­ные из фольк­ло­ра, осо­бен­но – сце­ны нар. жиз­ни, ко­то­рые в его твор­че­ст­ве ста­но­вят­ся ос­но­вой уни­вер­саль­ной кар­ти­ны ми­ра. К ре­лиг. те­ма­ти­ке Б. С. поч­ти не об­ра­щал­ся (ли­бо трак­то­вал её весь­ма свое­о­быч­но). Сре­ди са­мых ран­них кар­тин – «Па­де­ние Ика­ра» (1555–58, Ко­ро­лев­ские му­зеи изящ­ных иск-в, Брюс­сель): зем­ле­па­шец и пас­тух, за­ня­тые сво­им тру­дом, не за­ме­ча­ют тра­ге­дию ан­тич­но­го ге­роя; рав­но­душ­на к его смер­ти и пре­крас­ная при­ро­да, в изо­бра­же­нии ко­то­рой за­мет­ны тра­ди­ции пер­во­го ни­дерл. пей­за­жи­ста – И. Па­ти­ни­ра. В кар­ти­нах «Фла­манд­ские по­сло­ви­цы» (1559, Гос. му­зеи, Бер­лин), «Бит­ва Мас­ле­ни­цы и По­ста» (1559) и «Дет­ские иг­ры» (1560, обе – Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­рич. му­зей, Ве­на) фольк­лор­ные сю­же­ты да­ны в из­люб­лен­ном мас­те­ром па­но­рам­ном ох­ва­те, даю­щем воз­мож­ность на­блю­дать не­обы­чай­ное раз­но­об­ра­зие бы­то­вых сцен. Мо­гу­чий пла­стич. та­лант со­че­та­ет­ся у Б. С. с не­обы­чай­ным да­ром за­ни­ма­тель­но­го рас­сказ­чи­ка; пе­ст­ро­та цве­то­вых пя­тен под­чёр­ки­ва­ет зре­лищ­ную ост­ро­ту это­го жи­во­пис­но­го кар­на­ва­ла.

П. Брейгель Старший. «Триумф смерти». Ок. 1562–63. Прадо (Мадрид).

Од­на­ко уже в бли­жай­шие го­ды жиз­не­ра­до­ст­ный юмор сме­ня­ет­ся у Б. С. осо­зна­ни­ем тра­гич. сто­рон бы­тия. Кро­ва­вые со­бы­тия Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции на­шли в его твор­че­ст­ве пря­мое или опо­сре­до­ван­но-ино­ска­за­тель­ное вы­ра­же­ние. Кар­ти­ны, соз­дан­ные ок. 1562–63 («Три­умф смер­ти», Пра­до, Мад­рид; «Бе­зум­ная Гре­та», Му­зей Май­ер ван дер Берг, Ан­твер­пен), вы­ра­жа­ют чув­ст­во го­ре­чи и от­чая­ния, глу­бо­кое без­ве­рие ху­дож­ни­ка в ра­зум­ное уст­рой­ст­во ми­ра; в них яв­ст­вен­но ощу­ти­мо сле­до­ва­ние тра­ди­ци­ям И. Бос­ха.

П. Брейгель Старший. «Охотники на снегу. Зима». 1565. Художественно-исторический музей (Вена).

В 1565 соз­дан цикл боль­ших кар­тин, по­свя­щён­ных вре­ме­нам го­да, – наи­бо­лее гар­мо­нич­ное и це­ло­ст­ное из всех соз­да­ний Б. С.: «Су­мрач­ный день. Вес­на», «Воз­вра­ще­ние стад. Осень», «Охот­ни­ки на сне­гу. Зи­ма» (все – Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­рич. му­зей, Ве­на) и «Жат­ва. Ле­то» (Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк). В этом цик­ле, вы­ра­жаю­щем по­этич. пред­став­ле­ния о веч­ной че­ре­де кар­тин ми­ро­зда­ния, ху­дож­ник об­ра­ща­ет­ся к бы­ту кре­сть­ян; пер­вый план за­нят отд. жан­ро­вой сце­ной, дав­шей на­зва­ние про­из­ве­де­нию, за ней – ухо­дя­щий вглубь пей­заж. Эмо­цио­наль­ное воз­дей­ст­вие уси­лива­ет­ся тон­ко про­ду­ман­ной ко­ло­ри­стич. гам­мой, в ко­то­рой уже нет кра­соч­ной пе­ст­ро­ты пре­ды­ду­щих кар­тин; в ка­ж­дой ком­по­зи­ции гос­под­ству­ют еди­ная то­наль­ность, ощу­ще­ние глу­бо­ко­го един­ст­ва жиз­ни че­ло­ве­ка и при­ро­ды.

В позд­них ра­бо­тах Б. С. соз­да­ёт ха­рак­тер­ные нар. ти­пы и сце­ны нар. бы­та; ко­ло­рит те­перь стро­ит­ся на круп­ных цве­то­вых пят­нах фи­гур пер­во­го пла­на. «Кре­сть­ян­ский та­нец» (1568, Ху­до­же­ст­вен­но-ис­то­рич. му­зей, Ве­на) про­ни­зан вих­ре­вым дви­же­ни­ем ис­сту­п­лён­но-са­мо­заб­вен­ной пля­ски; бур­ной ди­на­ми­ке тан­ца про­ти­во­сто­ит ти­хий по­кой ухо­дя­щей вдаль де­ре­вен­ской улоч­ки. В «Кре­сть­ян­ской свадь­бе» (1568, там же) так­же изо­бра­же­на, ка­за­лось бы, празд­нич­ная сце­на, но в ли­цах уча­ст­ни­ков нет ни­ка­ко­го ве­се­лья; ху­дож­ник ост­ро под­ме­ча­ет ин­ди­ви­ду­аль­ные жес­ты, но пре­об­ла­даю­щим ста­но­вит­ся ощу­ще­ние при­ми­тив­но­сти че­ло­ве­че­ской на­ту­ры, её не­со­вер­шен­ст­ва и гре­хов­но­сти. Кар­ти­на «Сле­пые» (1568, Нац. га­ле­рея Ка­по­ди­мон­те, Не­аполь) – фи­лос. прит­ча, пол­ная го­ре­чи и пес­си­миз­ма, не­со­мнен­но, на­ве­ян­ная дра­ма­тич. со­бы­тия­ми из ис­то­рии Ни­дер­лан­дов.

Твор­че­ст­во Б. С., бу­ду­чи вер­ши­ной и ито­гом раз­ви­тия Воз­ро­ж­де­ния в Ни­дер­лан­дах, вме­сте с тем вы­хо­дит за его гра­ни­цы. Мак­си­маль­но ис­поль­зуя гу­ма­ни­сти­че­ские ре­нес­санс­ные пред­став­ле­ния о ми­ре и че­ло­ве­ке для соз­да­ния обоб­щён­ных ху­дож. об­ра­зов, Б. не скры­ва­ет сво­его раз­оча­ро­ва­ния в воз­мож­но­стях че­ло­ве­ка, в са­мих ре­нес­санс­ных идеа­лах. Иск-во Б. С. не име­ло не­по­сред­ст­вен­ных про­дол­жа­те­лей, хо­тя ока­за­ло воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие флам. пей­за­жа, бы­то­во­го жан­ра, на­тюр­мор­та. Сы­но­вья Б. С. – жи­во­пис­цы Ян Брей­гель «Бар­хат­ный» и Пи­тер Брей­гель Млад­ший (ок. 1564–1638), час­то ко­пи­ро­вав­ший про­из­ве­де­ния от­ца (так­же ав­тор кар­тин на ре­лиг. и бы­то­вые сю­же­ты).

Лит.: Tolnay Ch. P. Bruegel l’Ancien. Brux., 1935; Львов С. Л. П. Брей­гель Стар­ший. М., 1971; Gérard J. Bruegel et son époque. Brux., 1978; Гер­шен­зон-Че­го­дае­ва Н. М. Брей­гель. М., 1983; Marijnissen R. H. Bruegel: tout l’œuvre peint et dessiné. Anvers, 1988; Fran­castel P., Ferrier J. L. Bruegel. P., 1995.

Вернуться к началу