БРЕ́ЙГЕЛЬ СТА́РШИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРЕ́ЙГЕЛЬ СТА́РШИЙ, или Мужицкий (Breugel; Bruegel de Oude, Boere Brueghel), Питер (собственно Пер ден Дрол, Peer den Drol) (между 1525 и 1530, дер. Брейгель, близ Бреды – 5.9.1569, Брюссель), нидерл. живописец и рисовальщик. Учился у П. Кукке ван Алста в Антверпене. Работал в Антверпене (чл. гильдии живописцев Св. Луки, с 1551) и Брюсселе (с 1563). Начинал творчество как рисовальщик; с 1551 выполнил для антверпенского издателя И. Кока св. 135 рисунков, переведённых в гравюру разл. мастерами и имевших грандиозный успех: величавые панорамы альпийских пейзажей, открывающиеся с высоты птичьего полёта (в 1552–53 Б. С. совершил поездку в Рим через Францию, во время которой исполнял рисунки), и аллегорич. композиции с многочисл. мелкими фигурками, напоминающими монструозные образы И. Босха (серии «Семь смертных грехов», 1558; «Семь добродетелей», 1559–60; «Морские корабли», 1564–65, и др.).
Большинство живописных произведений Б. С. – аллегории и притчи, заимствованные из фольклора, особенно – сцены нар. жизни, которые в его творчестве становятся основой универсальной картины мира. К религ. тематике Б. С. почти не обращался (либо трактовал её весьма своеобычно). Среди самых ранних картин – «Падение Икара» (1555–58, Королевские музеи изящных иск-в, Брюссель): землепашец и пастух, занятые своим трудом, не замечают трагедию античного героя; равнодушна к его смерти и прекрасная природа, в изображении которой заметны традиции первого нидерл. пейзажиста – И. Патинира. В картинах «Фламандские пословицы» (1559, Гос. музеи, Берлин), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1560, обе – Художественно-историч. музей, Вена) фольклорные сюжеты даны в излюбленном мастером панорамном охвате, дающем возможность наблюдать необычайное разнообразие бытовых сцен. Могучий пластич. талант сочетается у Б. С. с необычайным даром занимательного рассказчика; пестрота цветовых пятен подчёркивает зрелищную остроту этого живописного карнавала.
Однако уже в ближайшие годы жизнерадостный юмор сменяется у Б. С. осознанием трагич. сторон бытия. Кровавые события Нидерландской революции нашли в его творчестве прямое или опосредованно-иносказательное выражение. Картины, созданные ок. 1562–63 («Триумф смерти», Прадо, Мадрид; «Безумная Грета», Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), выражают чувство горечи и отчаяния, глубокое безверие художника в разумное устройство мира; в них явственно ощутимо следование традициям И. Босха.
В 1565 создан цикл больших картин, посвящённых временам года, – наиболее гармоничное и целостное из всех созданий Б. С.: «Сумрачный день. Весна», «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» (все – Художественно-историч. музей, Вена) и «Жатва. Лето» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В этом цикле, выражающем поэтич. представления о вечной череде картин мироздания, художник обращается к быту крестьян; первый план занят отд. жанровой сценой, давшей название произведению, за ней – уходящий вглубь пейзаж. Эмоциональное воздействие усиливается тонко продуманной колористич. гаммой, в которой уже нет красочной пестроты предыдущих картин; в каждой композиции господствуют единая тональность, ощущение глубокого единства жизни человека и природы.
В поздних работах Б. С. создаёт характерные нар. типы и сцены нар. быта; колорит теперь строится на крупных цветовых пятнах фигур первого плана. «Крестьянский танец» (1568, Художественно-историч. музей, Вена) пронизан вихревым движением исступлённо-самозабвенной пляски; бурной динамике танца противостоит тихий покой уходящей вдаль деревенской улочки. В «Крестьянской свадьбе» (1568, там же) также изображена, казалось бы, праздничная сцена, но в лицах участников нет никакого веселья; художник остро подмечает индивидуальные жесты, но преобладающим становится ощущение примитивности человеческой натуры, её несовершенства и греховности. Картина «Слепые» (1568, Нац. галерея Каподимонте, Неаполь) – филос. притча, полная горечи и пессимизма, несомненно, навеянная драматич. событиями из истории Нидерландов.
Творчество Б. С., будучи вершиной и итогом развития Возрождения в Нидерландах, вместе с тем выходит за его границы. Максимально используя гуманистические ренессансные представления о мире и человеке для создания обобщённых худож. образов, Б. не скрывает своего разочарования в возможностях человека, в самих ренессансных идеалах. Иск-во Б. С. не имело непосредственных продолжателей, хотя оказало воздействие на развитие флам. пейзажа, бытового жанра, натюрморта. Сыновья Б. С. – живописцы Ян Брейгель «Бархатный» и Питер Брейгель Младший (ок. 1564–1638), часто копировавший произведения отца (также автор картин на религ. и бытовые сюжеты).