ПАТИНИ́Р ПАТЕНИР ИОАХИМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАТИНИ́Р, Патенир (Patinir, Patinier, Patenier) Иоахим (ок. 1480 – 1485, Динан или Бувинь, ныне Бельгия – до 5.10.1524, Антверпен), нидерл. живописец. Предположительно учился в мастерской Г. Давида в Брюгге, в 1515 получил звание мастера в Антверпене. По свидетельству А. Дюрера, посетившего художника во время путешествия в Нидерланды в 1520–21, П. держал мастерскую с несколькими подмастерьями.
Ныне П. приписывается ок. 20 работ, пять из которых подписаны. Традиц. религ. сюжеты «Бегство в Египет» (до 1515, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), «Св. Иероним в пустыне» (1515–22, Лувр, Париж), «Искушение св. Антония» (1515–22, Прадо, Мадрид) и др. сочетаются с мифологич. сценами, наполненными христианским символизмом («Харон, переправляющийся через реку Стикс», 1515–24, Прадо). Отличит. чертой П. является необычная для того времени специализация в области пейзажа (Дюрер назвал его «пейзажистом», впервые употребив этот термин). Опираясь на опыт И. Босха и др. нидерл. художников 15 в., П. достиг в своих картинах преобладания пейзажа над человеческими фигурами. В его творчестве пейзаж из фона превращается в живописную среду, при этом человеческие фигуры часто уменьшаются до размеров стаффажа. Нередко они были выполнены др. художниками (К. Массейс, Й. ван Клеве), с которыми сотрудничал П. Пейзажная концепция художника отличается большим своеобразием: созданный им тип пейзажа получил назв. Weltlandschaft («мировой пейзаж»). В нём панорамные виды совмещают в себе две точки зрения: широкие горизонтальные поверхности (море, реки и долины) видны сверху, а вертикальные объёмы (деревья, скалы, фигуры людей) представлены с фронтальной точки зрения. П. использует, как правило, одну и ту же схему распределения цветов по планам картины, создающую эффект возд. перспективы: передний план выдержан в тёплых коричневатых тонах, средний – в холодных зеленовато-синих, дальний – в голубых. Его пейзажи с высокой линией горизонта сочетают в себе натурные наблюдения с фантастич. элементами. Система, разработанная П., способствовала автономизации пейзажа и его выделению в отд. жанр живописи. Живопись П. оказала влияние на творчество К. Массейса, Б. ван Орлея, Й. ван Клеве, П. Брейгеля Старшего и др. художников.