О́РЛЕЙ БАРЕНТ ВАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́РЛЕЙ (Orley) Барент (Бернард) ван (ок. 1488, Брюссель – 6.1.1541, там же), нидерл. живописец, представитель романизма. Учился у своего отца, живописца Валантена ван Орлея (ок. 1466 – 1532). С 1515 на службе у наместницы Маргариты Австрийской, с 1518 придворный живописец, в 1532–35 занимал эту должность при дворе наместницы Марии Венгерской. Писал портреты членов имп. семьи и придворных (Георга ван Зелле, 1519, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Маргариты Австрийской, там же; имп. Карла V, Музей изобразит. искусств, Будапешт, оба 1525). Общался с Якопо деи Барбари, в 1520 встречался с А. Дюрером во время его путешествия по Нидерландам, был знаком с картонами Рафаэля для шпалер Сикстинской капеллы, которые создавались в мастерских Брюсселя. У этих художников он заимствовал античные и итал. изобразит. и архит. мотивы, повествоват. и композиционные приёмы, которые в его живописных произведениях объединяются с традиционным для нидерл. живописи натурализмом и вниманием к деталям, а также со свойственными маньеризму динамизмом и перегруженностью сцен действием: «Триптих св. Фомы и св. Матфея» (центр. часть – Худож.-историч. музей, Вена, боковые створки – Королевский музей изящных искусств, Брюссель), триптих «Добродетель терпения» («Алтарь Иова и Лазаря», 1521, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), «Страшный Суд» (1525, Королевский музей изобразит. искусств, Антверпен). Создавал эскизы для витражей (для собора Святых Михаила и Гудулы в Брюсселе) и шпалер (серии «Легенда Нотр-дам-дю-Саблон», «Битва при Павии», «Охоты Максимилиана»). Сохранились также картоны и подготовит. рисунки к сериям «История Ромула и Рема» (1524), «Генеалогия дома Нассау» (1530–38) и др.