МА́ССЕЙС МЕТСЕЙС КВЕНТИН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ССЕЙС, Метсейс (Massys, Metsys) Квентин (между 4.4. и 10.9.1466, Лёвен – между 13.7 и 16.9.1530, Антверпен), нидерл. живописец. Сын медника. Один из гл. представителей Северного Возрождения. В 1491 вступил в гильдию живописцев Антверпена и открыл собств. мастерскую. Среди его заказчиков были нидерл. гильдии и религ. братства, португ. монастыри, датский король, учёные-гуманисты, со многими из которых М. был знаком лично. Наиболее ранние из дошедших до нас произведений М. – «Алтарь св. Анны» для ц. Синт-Питерскерк в Лёвене (1507–09, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), «Алтарь св. Иоанна» для антверпенского собора (1508–11, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) и алтарь «Семь скорбей Марии» для мон. Мадри-ди-Деуш в Лиссабоне (центр. часть – Нац. музей старинного иск-ва, Лиссабон) – обнаруживают глубокие связи с нидерл. живописью 15 в., пропорциями фигур, скульптурной жёсткостью форм и интенсивностью колорита напоминая Рогира ван дер Вейдена и Д. Баутса. Сохраняя на протяжении всей жизни верность приёмам и принципам нидерл. иск-ва 15 в., М. позднее испытал влияние Леонардо да Винчи и А. Дюрера (прежде всего в портретах). Воздействие итал. иск-ва ощутимо в трактовке архит. мотивов (центр. группа «Алтаря св. Анны» изображена в ренессансном купольном зале, а композиция в целом является сев. вариантом итал. темы «Святого собеседования»).
Выдающийся портретист, М. создал новую для сев. живописи концепцию портретного образа, неотъемлемыми чертами которой становятся светский дух и атмосфера гуманистич. учёности: портретный диптих (1517) Эразма Роттердамского (Хэмптон-корт, Лондон) и Петра Гиллиса (Петра Эгидия; Лонгфорд-Касл, графство Уилтшир, Англия). В духе гуманистич. морализирующей лит-ры написана картина «Безобразная герцогиня» (ок. 1513, Нац. галерея, Лондон), основой для которой послужил рисунок-карикатура Леонардо да Винчи. Это произведение, вероятно, иллюстрирует эпизод «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского, где описана дама, до глубокой старости кокетничающая перед зеркалом.
М. был одним из родоначальников бытового жанра в нидерл. живописи 16 в. Его картина «Меняла с женой» (1514, Лувр, Париж) – одна из самых ранних жанровых сцен в европ. иск-ве (см. илл. к ст. Буржуазия). Художник помещает героев среди привычных для них вещей, которые переданы с осязательной достоверностью, напоминающей мастеров 15 в.; вместе с тем картина не лишена морализирующего подтекста, как будто иллюстрируя надпись на раме: «Пусть весы будут верными, а вес точным».
Творчество М. демонстрирует некий компромисс между традиц. стилем нидерл. мастеров 15 в. и новыми ренессансными формами, оно ознаменовало собой переход от позднеготич. иск-ва т. н. арс нова к Возрождению в Нидерландах, оказало существенное влияние на нидерл. и нем. художников 16 в. Его сыновья – живописцы Ян (ок. 1509 – 1575) и Корнелис (ок. 1510 – 1556/57).