РОГИ́Р ВАН ДЕР ВЕ́ЙДЕН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОГИ́Р ВАН ДЕР ВЕ́ЙДЕН (Rogier van der Weyden, Рожье де ла Патюр, Rogier de la Pasture) (ок. 1399, Турне – 18.6.1464, Брюссель), нидерл. живописец. Один из основоположников иск-ва Возрождения в Нидерландах. В 1426 поступил в мастерскую Р. Кампена, в 1432 открыл собств. мастерскую. В 1435 переехал в Брюссель, где занял ведущее положение, получил звание гор. живописца и сменил имя на Р. ван дер В. В 1436 выполнил серию картин для Ратуши в Брюсселе с изображением сцен правосудия Траяна (не сохр.), которая считалась его лучшим произведением. В 1450 совершил путешествие в Рим, где, судя по отзывам современников, произвёл большое впечатление как на художников, так и на заказчиков. Итал. иск-во не оказало на Р. ван дер В. заметного влияния. В своём творчестве он сохранил связь со Средневековьем и продолжил традиции Кампена и Я. ван Эйка, усилив эмоциональную экспрессию образов. Влияние ван Эйка ярко проявилось в композиции «Лука, рисующий Мадонну», дошедшей до нас в 4 копиях (Эрмитаж, С.-Петербург; Музей изящных искусств, Бостон; Музей Грутхусе, Брюгге; Старая пинакотека, Мюнхен).
Живопись Р. ван дер В. тесно связана с современной ему пластикой: композиции часто напоминают резные алтари, а вытянутые, угловатые фигуры, укутанные в жёсткие, ломаные складки одежд, похожи на каменную и дерев. скульптуру. Глубокая связь живописи со скульптурой заметна и в стремлении имитировать статуи на внешних створках живописных алтарей («Страшный суд», ок. 1443–1451, Музей Госпиталя, Бон), и в изображении резных порталов в обрамлениях («Алтарь Мирафлорес», ок. 1440; «Алтарь св. Иоанна Крестителя», 1455–60, КГ, Берлин). В знаменитом «Снятии с креста» (ок. 1435, Прадо, Мадрид; см. илл. к ст. Живопись) сцена представлена на золотом фоне в неглубоком тесном пространстве. Алтарь словно воспроизводит ср.-век. коробовый рельеф; яркие цвета подчёркивают драматизм происходящего и акцентируют внимание на гл. действующих лицах. В более поздних произведениях художник изображает вместо нейтрального фона интерьер («Алтарь семи таинств», 1445–50, Королевский музей изящных искусств, Антверпен; см. илл. к ст. Католицизм) или пейзаж, который открывается как бы с высоты птичьего полёта и объединяет все створки алтаря, при этом фигуры осн. сцены всегда показаны на переднем плане, как на театральной площадке, которая «выгорожена» интерьером или др. архит. элементами («Алтарь Бладелена», 1445–50, КГ, Берлин; «Алтарь св. Колумбы», ок. 1455, Старая пинакотека, Мюнхен).
Р. ван дер В. – выдающийся портретист своего времени. Будучи придворным художником герцога Бургундского Филиппа Доброго, создавал портреты аристократов, в т. ч. благочестивые диптихи, где на одной створке изображён заказчик (донатор), а на другой – Мадонна с Младенцем или святой покровитель. В портретах Р. ван дер В. модель обычно представлена на нейтральном фоне в трёхчетвертном развороте, внимание сосредоточено на лице и руках, которые несут гл. эмоциональную нагрузку и передают характер образа: «Портрет молодой женщины» (ок. 1445, КГ, Берлин), «Портрет Франческо д’Эсте» (ок. 1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Портрет пожилого мужчины» (1455–60, Собрание Тиссена-Борнемисы, Мадрид), «Портрет молодой женщины» (ок. 1460, Нац. галерея искусства, Вашингтон). Р. ван дер В. имел большую мастерскую, под его влиянием сложилось целое поколение нидерл. мастеров, среди которых – Д. Баутс, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг. В 16 в. идеи Р. ван дер В. по-своему воплотил К. Массейс; творчество мастера оказало значит. влияние также на франц., нем. и исп. иск-во своего времени.