Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОГИ́Р ВАН ДЕР ВЕ́ЙДЕН

Авторы: Е. М. Елисеева

РОГИ́Р ВАН ДЕР ВЕ́ЙДЕН (Rogier van der Weyden, Ро­жье де ла Па­тюр, Rogier de la Pasture) (ок. 1399, Тур­не – 18.6.1464, Брюс­сель), ни­дерл. жи­во­пи­сец. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков иск-ва Воз­ро­ж­де­ния в Ни­дер­лан­дах. В 1426 по­сту­пил в мас­тер­скую Р. Кам­пе­на, в 1432 от­крыл собств. мас­тер­скую. В 1435 пе­ре­ехал в Брюс­сель, где за­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние, по­лу­чил зва­ние гор. жи­во­пис­ца и сме­нил имя на Р. ван дер В. В 1436 вы­пол­нил се­рию кар­тин для Ра­ту­ши в Брюс­се­ле с изо­бра­же­ни­ем сцен пра­во­су­дия Трая­на (не сохр.), ко­то­рая счи­та­лась его луч­шим про­из­ве­де­ни­ем. В 1450 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Рим, где, су­дя по от­зы­вам со­вре­мен­ни­ков, про­из­вёл боль­шое впе­чат­ле­ние как на ху­дож­ни­ков, так и на за­каз­чи­ков. Итал. иск-во не ока­за­ло на Р. ван дер В. за­мет­но­го влия­ния. В сво­ём твор­че­ст­ве он со­хра­нил связь со Сред­не­ве­ковь­ем и про­дол­жил тра­ди­ции Кам­пе­на и Я. ван Эйка, уси­лив эмо­цио­наль­ную экс­прес­сию об­ра­зов. Влия­ние ван Эй­ка яр­ко про­яви­лось в ком­по­зи­ции «Лу­ка, ри­сую­щий Ма­дон­ну», до­шед­шей до нас в 4 ко­пи­ях (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон; Му­зей Грут­ху­се, Брюг­ге; Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен).

Жи­во­пись Р. ван дер В. тес­но свя­за­на с сов­ре­мен­ной ему пла­сти­кой: ком­по­зи­ции час­то на­по­ми­на­ют рез­ные ал­та­ри, а вы­тя­ну­тые, уг­ло­ва­тые фи­гу­ры, уку­тан­ные в жё­ст­кие, ло­ма­ные склад­ки одежд, по­хо­жи на ка­мен­ную и де­рев. скульп­ту­ру. Глу­бо­кая связь жи­во­пи­си со скульп­ту­рой за­мет­на и в стрем­ле­нии ими­ти­ровать ста­туи на внеш­них створ­ках жи­во­пис­ных ал­та­рей («Страш­ный суд», ок. 1443–1451, Му­зей Гос­пи­та­ля, Бон), и в изо­бра­же­нии рез­ных пор­та­лов в об­рам­ле­ни­ях («Ал­тарь Ми­раф­ло­рес», ок. 1440; «Ал­тарь св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля», 1455–60, КГ, Бер­лин). В зна­ме­ни­том «Сня­тии с кре­ста» (ок. 1435, Пра­до, Мад­рид; см. илл. к ст. Жи­во­пись) сце­на пред­став­ле­на на зо­ло­том фо­не в не­глу­бо­ком тес­ном про­стран­ст­ве. Ал­тарь слов­но вос­про­из­во­дит ср.-век. ко­ро­бо­вый рель­еф; яр­кие цве­та под­чёр­ки­ва­ют дра­ма­тизм про­ис­хо­дя­ще­го и ак­цен­ти­ру­ют вни­ма­ние на гл. дей­ст­вую­щих ли­цах. В бо­лее позд­них про­из­ве­де­ни­ях ху­дож­ник изо­бра­жа­ет вме­сто ней­траль­но­го фо­на ин­терь­ер («Ал­тарь се­ми та­инств», 1445–50, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кусств, Ан­твер­пен; см. илл. к ст. Ка­то­ли­цизм) или пей­заж, ко­то­рый от­кры­ва­ет­ся как бы с вы­со­ты птичь­е­го по­лё­та и объ­е­ди­ня­ет все створ­ки ал­та­ря, при этом фи­гу­ры осн. сце­ны все­гда по­ка­за­ны на пе­ред­нем пла­не, как на те­ат­раль­ной пло­щад­ке, ко­то­рая «вы­го­ро­же­на» ин­терь­е­ром или др. ар­хит. эле­мен­та­ми («Ал­тарь Бла­де­ле­на», 1445–50, КГ, Бер­лин; «Ал­тарь св. Ко­лум­бы», ок. 1455, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен).

Рогир ван дер Вейден. «Портрет молодой женщины». Ок. 1460. Национальная галерея искусства (Вашингтон).

Р. ван дер В. – вы­даю­щий­ся порт­ре­тист сво­его вре­ме­ни. Бу­ду­чи при­двор­ным ху­дож­ни­ком гер­цо­га Бур­гунд­ско­го Фи­лип­па Доб­ро­го, соз­да­вал порт­ре­ты ари­сто­кра­тов, в т. ч. бла­го­чес­ти­вые дип­ти­хи, где на од­ной створ­ке изо­бра­жён за­каз­чик (до­на­тор), а на дру­гой – Ма­дон­на с Мла­ден­цем или свя­той по­кро­ви­тель. В порт­ре­тах Р. ван дер В. мо­дель обыч­но пред­став­ле­на на ней­траль­ном фо­не в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те, вни­ма­ние со­сре­до­то­че­но на ли­це и ру­ках, ко­то­рые не­сут гл. эмо­цио­наль­ную на­груз­ку и пе­ре­да­ют ха­рак­тер об­раза: «Порт­рет мо­ло­дой жен­щи­ны» (ок. 1445, КГ, Бер­лин), «Порт­рет Фран­че­ско д’Эсте» (ок. 1460, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Порт­рет по­жи­ло­го муж­чи­ны» (1455–60, Со­б­ра­ние Тис­се­на-Бор­не­ми­сы, Мад­рид), «Порт­рет мо­ло­дой жен­щи­ны» (ок. 1460, Нац. га­ле­рея ис­кус­ст­ва, Ва­шинг­тон). Р. ван дер В. имел боль­шую мас­тер­скую, под его влия­ни­ем сло­жи­лось це­лое по­ко­ле­ние ни­дерл. мас­те­ров, сре­ди ко­то­рых – Д. Ба­утс, Х. ван дер Гус, Х. Мем­линг. В 16 в. идеи Р. ван дер В. по-сво­ему во­пло­тил К. Мас­сейс; твор­че­ст­во мас­те­ра ока­за­ло зна­чит. влия­ние так­же на франц., нем. и исп. иск-во сво­его вре­ме­ни.

Лит.: Ни­ку­лин Н. Н. Ро­гир фан дер Вей­ден: Лу­ка, ри­сую­щий ма­дон­ну. М.; Л., 1964; он же. Зо­ло­той век ни­дер­ланд­ской жи­во­пи­си. М., 1981; Campbell L. Van der Weyden. L., 1979; Rogier van der Weyden. (Саt.). Brux., 1979; Delenda O. Rogier van der Weyden. P., 1987; Dhanens E. Rogier van der Weyden. Brux., 1995.

Вернуться к началу