КАМПЕ́Н РОБЕР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАМПЕ́Н (Campin) Робер (ок. 1375–79, Валансьен – 26.4.1445, Турне), нидерл. живописец. Один из основоположников иск-ва Северного Возрождения. Впервые упоминается в документах Турне в 1405–1406, в 1410 получил там гражданство и открыл мастерскую. Выполнял заказы гор. муниципалитета, церквей и местной аристократии, сотрудничал со скульпторами (создавал рисунки для резных алтарей и раскрашивал готовые статуи). Из документально подтверждённых произведений К. сохранились только фрагменты фрески с изображением «Благовещения» и ангелов (1406–07, Музей истории и археологии, Турне).
Открытие документальных свидетельств о личности К. позволило отождествить его с Мастером из Флемаля (Maître de Flémalle) – условным автором картин «Троица», «Мадонна с Младенцем», «Св. Вероника» (все – Штеделевский худож. ин-т, Франкфурт-на-Майне; ранее считалось, что они происходят из аббатства Флемаль близ Льежа), которому, на основании стилистич. сходства с этими работами, приписывались также картины «Рождество» (Музей изобразит. искусств, Дижон), «Троица», «Мадонна с Младенцем у камина» (оба – Эрмитаж, С.-Петербург), триптих «Благовещение» («Алтарь Мероде»; Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и др.
К. был одним из первых нидерл. мастеров, у которого религ. темы обрели жанровую интерпретацию, а отвлечённые символы нашли воплощение в простых и повседневных формах: священное действие переносится в пространство городских дворов и улиц, в обстановку реальных бюргерских интерьеров 15 в., при этом каждая вещь обладает скрытым символич. значением. Техника масляной живописи, которую использовал К., позволяла достоверно воспроизводить окружающий мир, точно передавать игру света на поверхности предметов, тончайшие нюансы цвета и формы.
Кисти К. приписываются также неск. портретов (мужской и женский портреты из Нац. галереи, Лондон; «Портрет толстого мужчины», Гос. музеи, Берлин), в которых он точно передаёт индивидуальный облик модели. Наряду с Я. ван Эйком, К. использует новую композиционную схему, в которой на смену условному профильному изображению приходит трёхчетвертной разворот, иногда с включением рук. Поскольку ни одно произведение К. не подписано и не датировано, вопрос о хронологии его творчества остаётся дискуссионным. В числе учеников К. были Ж. Даре и Рогир ван дер Вейден.