БЫТОВО́Й ЖАНР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЫТОВО́Й ЖАНР, жанр изобразительного иск-ва, представляющий реальную, обычно современную художнику повседневную жизнь. Сюжеты Б. ж. отражают сложившийся жизненный уклад – труд и отдых, будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей. Элементы Б. ж. присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в иск-ве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европ. ср.-век. иск-ве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия, и др.). Как самостоят. тип художественного творчества Б. ж. впервые сложился в ср.-век. искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях инд. храмов, перс. миниатюре. В европ. иск-ве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты Б. ж. проявились в интерпретации религ. сюжетов как реальных событий с приметами совр. жизни. При этом Б. ж. тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т. п.).
Автономное значение Б. ж. приобретает в 16–17 вв. Сюжеты пословиц и поговорок, игр и загадок, а также кухни, лавки, рынки, трапезы изображаются с 16 в. в нидерл. Б. ж. (П. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Близки Б. ж. бодегонес в исп. иск-ве (Д. Веласкес и др.). Расцвет Б. ж. наступает в голл. и флам. живописи 17 в.: сцены бюргерского (Я. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. ван Остаде), гротескно-комич. сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены нар. празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Благодаря голландцу П. ван Лару комич. Б. ж. распространился в Италии (бамбоччанти). В 18 в. А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо; Ж. Б. С. Шарден развивает традицию созерцательного Б. ж., следуя своим франц. предшественникам бр. Ленен.
Б. ж. эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Б. Грёз, У. Хогарт); в эпоху романтизма в него проникают экзотич. ориентальные мотивы (Э. Делакруа, О. Верне). Б. ж. периода бидермайера отличают поэтизация или анекдотичная трактовка частной жизни (Ф. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Франц. художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф. Милле, Г. Курбе); сатира и социальная критика характерны для Б. ж. у О. Домье. Повседневная жизнь горожан, их труд и отдых – в центре Б. ж. у мастеров импрессионизма. В сер. – 2-й пол. 19 в. жизнь индустриальных рабочих сочувственно изображается в произведениях Ф. М. Брауна, А. фон Менцеля и К. Менье; тема труда представлена также в творчестве Ф. Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж. Сегантини, Ф. Ходлера, в итал. веризме. Изнаночный быт мегаполиса 20 в. показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», нац. уклад – представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Лат. Америки, итал. неореализма.
В России Б. ж. складывается лишь в 18 в. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Ф. Зубов), в живописи 2-й пол. 18 в. создаются как отд. произведения на бытовые темы (И. И. Фирсов, И. И. Бельский), так и целые серии со сценами крестьянской жизни (И. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников-венециановцев; сатирич. трактовка бытовых тем преобладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. Во 2-й пол. 19 в. Б. ж. занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру историч. жанра, портрета и пейзажа. С Б. ж. передвижников связано развитие критического реализма в отеч. иск-ве (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др.). Одновременно развивается салонный Б. ж., в котором представлен идеализированный быт и прошлого и современности (Ф. А. Бронников, К. Е. Маковский). Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. В скульптуре Б. ж. представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П. П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова.
В сов. иск-ве сложились особые формы Б. ж.: офиц. помпезность (В. П. Ефанов), сатирич. осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (живописцы сурового стиля), идиллич. изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В. Герасимов). Ряд выставок АХРР был целиком посвящён бытовой теме. Художники воссоздают жизнь деревни (А. А. Пластов), города (Ю. И. Пименов), семьи (П. П. Кончаловский). Индустриальный быт отражён в картинах П. И. Котова, разл. аспекты детской темы раскрыты Ф. С. Богородским и Ф. П. Решетниковым, молодёжно-спортивной – А. А. Дейнекой и С. А. Лучишкиным. Трагизм быта воен. времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дормидонтова и др.; оптимизм послевоенного десятилетия нашёл отражение в произведениях А. И. Лактионова, В. Г. Одинцова и В. Н. Яковлева. Б. ж. широко представлен в скульптуре (Н. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Идеализации сов. быта с 1960-х гг. противостояла иронич. тенденция в произведениях андерграунда и соц-арта.