Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЫТОВО́Й ЖАНР

Авторы: А. М. Муратов

БЫТОВО́Й ЖАНР, жанр изо­бра­зи­тель­но­го иск-ва, пред­став­ляю­щий ре­аль­ную, обыч­но со­вре­мен­ную ху­дож­ни­ку по­все­днев­ную жизнь. Сю­же­ты Б. ж. от­ра­жа­ют сло­жив­ший­ся жиз­нен­ный ук­лад – труд и от­дых, буд­ни и празд­ни­ки, нра­вы и обы­чаи, взаи­мо­от­но­ше­ния лю­дей. Эле­мен­ты Б. ж. при­сут­ст­во­ва­ли в пер­во­быт­ных изо­бра­же­ни­ях сцен охо­ты и ри­туа­лов, в иск-ве Древ­не­го ми­ра, на­сы­щен­ном бы­то­вы­ми под­роб­но­стя­ми, в ев­роп. ср.-век. иск-ве, не­ред­ко вклю­чав­шем ал­ле­го­ри­че­ски трак­то­ван­ные бы­то­вые мо­ти­вы (цик­лы на те­мы 12 ме­сяцев, вре­мён го­да, где изо­бра­жа­ют­ся се­зон­ные за­ня­тия, и др.). Как са­мо­сто­ят. тип ху­дожественного твор­че­ст­ва Б. ж. впер­вые сло­жил­ся в ср.-век. искусстве стран Даль­не­го Вос­то­ка: в Ки­тае и Япо­нии (шко­ла укиё-э), в рель­е­фах и рос­пи­сях инд. хра­мов, перс. ми­ниа­тю­ре. В ев­роп. иск-ве Про­то­ре­нес­сан­са и Воз­ро­ж­де­ния (позд­нее у М. да Ка­ра­вад­жо и ху­дож­ни­ков ка­ра­вад­жиз­ма) чер­ты Б. ж. про­яви­лись в ин­тер­пре­та­ции ре­лиг. сю­же­тов как ре­аль­ных со­бы­тий с при­ме­тами совр. жиз­ни. При этом Б. ж. тес­но со­при­ка­са­ет­ся с прит­чей или ал­ле­го­рией (цик­лы «Пять чувств», «Доб­ро­де­те­ли и по­ро­ки» и т. п.).

А. ван Остаде. «Скрипач». 1673. Маурицхёйс (Гаага).

Ав­то­ном­ное зна­че­ние Б. ж. при­об­ре­та­ет в 16–17 вв. Сюжеты по­сло­виц и по­го­во­рок, игр и за­га­док, а также кух­ни, лав­ки, рын­ки, тра­пе­зы изо­бра­жа­ются с 16 в. в ни­дерл. Б. ж. (П. Брей­гель Стар­ший, П. Арт­сен, И. Бей­ке­лар). Близ­ки Б. ж. бо­де­го­нес в исп. иск-ве (Д. Ве­ла­скес и др.). Рас­цвет Б. ж. на­сту­па­ет в голл. и флам. жи­во­пи­си 17 в.: сце­ны бюр­гер­ско­го (Я. Вер­мер, Г. Тер­борх) и кре­сть­ян­ско­го бы­та (А. ван Ос­та­де), гро­те­ск­но-ко­мич. сю­же­ты у А. Брау­эра и Д. Те­нир­са Млад­ше­го, «лав­ки» Ф. Сней­дер­са, сце­ны нар. празд­неств Я. Йор­дан­са и П. П. Ру­бен­са. Бла­го­да­ря гол­ланд­цу П. ван Ла­ру ко­мич. Б. ж. рас­про­стра­нил­ся в Ита­лии (бам­боч­чан­ти). В 18 в. А. Ват­то пи­шет «га­лант­ные празд­не­ст­ва» в сти­ле ро­ко­ко; Ж. Б. С. Шар­ден раз­ви­ва­ет тра­ди­цию со­зер­ца­тель­но­го Б. ж., сле­дуя сво­им франц. пред­ше­ст­вен­ни­кам бр. Ле­нен.

Б. ж. эпо­хи Про­све­ще­ния нра­во­учи­те­лен (Ж. Б. Грёз, У. Хо­гарт); в эпо­ху ро­ман­тиз­ма в не­го про­ни­ка­ют эк­зо­тич. ори­ен­таль­ные мо­ти­вы (Э. Де­лак­руа, О. Вер­не). Б. ж. пе­рио­да би­дер­май­е­ра от­ли­ча­ют по­эти­за­ция или анек­до­тич­ная трак­тов­ка ча­ст­ной жиз­ни (Ф. Вальд­мюл­лер, К. Шпиц­вег). Франц. ху­дож­ни­ки-реа­ли­сты, на­про­тив, об­ра­ща­ют­ся к су­ро­вой и бла­го­чес­ти­вой жиз­ни про­вин­ции (Ф. Мил­ле, Г. Кур­бе); са­ти­ра и со­ци­аль­ная кри­ти­ка ха­рак­тер­ны для Б. ж. у О. До­мье. По­все­днев­ная жизнь го­ро­жан, их труд и от­дых – в цен­тре Б. ж. у мас­те­ров им­прес­сио­низ­ма. В сер. – 2-й пол. 19 в. жизнь ин­ду­ст­ри­аль­ных ра­бо­чих со­чув­ст­вен­но изо­бра­жа­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях Ф. М. Брау­на, А. фон Мен­це­ля и К. Ме­нье; те­ма тру­да пред­став­ле­на так­же в твор­че­ст­ве Ф. Брэн­гви­на, В. Ван Го­га, Х. фон Ма­ре, Дж. Се­ганти­ни, Ф. Ход­ле­ра, в итал. ве­риз­ме. Из­на­ноч­ный быт ме­га­по­ли­са 20 в. по­ка­зан бер­лин­ски­ми гра­фи­ка­ми Г. Гро­сом, К. Коль­виц и Г. Цил­ле, жи­во­пис­ца­ми нью-йорк­ской «Шко­лы му­сор­но­го вед­ра», нац. ук­лад – пред­ста­ви­те­ля­ми ри­джио­на­лиз­ма США, кос­тум­бриз­ма и му­ра­лиз­ма Лат. Аме­ри­ки, итал. нео­реа­лиз­ма.

В. Г. Перов. «Охотники на привале». 1871. Третьяковская галерея (Москва).

В Рос­сии Б. ж. скла­ды­ва­ет­ся лишь в 18 в. Гра­вю­ры на­сы­ща­ют­ся бы­то­вы­ми эпи­зо­да­ми (А. Ф. Зу­бов), в жи­во­пи­си 2-й пол. 18 в. соз­да­ют­ся как отд. про­из­ве­де­ния на бы­то­вые те­мы (И. И. Фир­сов, И. И. Бель­ский), так и це­лые се­рии со сце­на­ми кре­сть­ян­ской жиз­ни (И. А. Ер­ме­нёв, И. М. Тан­ков и М. Ши­ба­нов). Опо­эти­зи­ро­ва­на по­все­днев­ная жизнь в жи­во­пи­си В. А. Тро­пи­ни­на, А. Г. Ве­не­циа­но­ва и ху­дож­ни­ков-ве­не­циа­нов­цев; са­ти­рич. трак­тов­ка бы­то­вых тем пре­обла­да­ет в твор­че­ст­ве П. А. Фе­до­то­ва, гра­фи­ке П. М. Шмель­ко­ва. Во 2-й пол. 19 в. Б. ж. за­ни­ма­ет ве­ду­щее ме­сто в сис­те­ме жан­ров, влия­ет на струк­ту­ру ис­то­рич. жан­ра, порт­ре­та и пей­за­жа. С Б. ж. пе­ре­движ­ни­ков свя­за­но раз­ви­тие кри­ти­че­ско­го реа­лиз­ма в отеч. иск-ве (В. Г. Пе­ров, И. Е. Ре­пин, В. Е. Ма­ков­ский, Н. А. Ка­сат­кин, Н. А. Яро­шен­ко, А. Е. Ар­хи­пов и др.). Од­но­вре­мен­но раз­ви­ва­ет­ся са­лон­ный Б. ж., в ко­то­ром пред­став­лен идеа­ли­зи­ро­ван­ный быт и про­шло­го и со­вре­мен­но­сти (Ф. А. Брон­ни­ков, К. Е. Ма­ков­ский). Ук­лад про­вин­ци­аль­ной Ру­си вос­пет Б. М. Кус­то­дие­вым и М. В. Не­сте­ро­вым. В скульп­ту­ре Б. ж. пред­став­лен у М. М. Ан­то­коль­ско­го, Е. А. Лан­се­ре и М. А. Чи­жо­ва, за­тем у В. А. Бек­ле­ми­ше­ва, П. П. Тру­бец­ко­го и С. Т. Ко­нён­ко­ва.

А. А. Пластов. «Сенокос». 1945. Третьяковская галерея (Москва).

В сов. иск-ве сло­жи­лись осо­бые фор­мы Б. ж.: офиц. пом­пез­ность (В. П. Ефа­нов), са­ти­рич. ос­мея­ние «ста­ро­го бы­та» и его пе­ре­жит­ков (Ку­кры­ник­сы), ге­рои­ка (жи­во­пис­цы су­ро­во­го сти­ля), идил­лич. изо­бра­же­ние «сча­ст­ли­вой жиз­ни» но­во­го об­ще­ст­ва (С. В. Ге­ра­си­мов). Ряд вы­ста­вок АХРР был це­ли­ком по­свя­щён бы­то­вой те­ме. Ху­дож­ни­ки вос­соз­да­ют жизнь де­рев­ни (А. А. Пла­стов), го­ро­да (Ю. И. Пи­ме­нов), се­мьи (П. П. Кон­ча­лов­ский). Ин­ду­ст­ри­аль­ный быт от­ра­жён в кар­ти­нах П. И. Ко­то­ва, разл. ас­пек­ты дет­ской те­мы рас­кры­ты Ф. С. Бо­го­род­ским и Ф. П. Ре­шет­ни­ко­вым, мо­ло­дёж­но-спор­тив­ной – А. А. Дей­не­кой и С. А. Лу­чиш­ки­ным. Тра­гизм бы­та во­ен. вре­ме­ни пред­став­лен в жи­во­пи­си Т. Г. Га­по­нен­ко, гра­фи­ке Н. И. Дор­мидон­то­ва и др.; оп­ти­мизм по­сле­во­ен­но­го де­ся­ти­ле­тия на­шёл от­ра­же­ние в про­из­ве­де­ни­ях А. И. Лак­тио­но­ва, В. Г. Один­цо­ва и В. Н. Яков­ле­ва. Б. ж. ши­ро­ко пред­став­лен в скульп­ту­ре (Н. Я. Дань­ко, В. В. Ли­шев, Г. И. Мо­то­ви­лов). Идеа­ли­за­ции сов. бы­та с 1960-х гг. про­ти­во­стоя­ла иро­нич. тен­ден­ция в про­из­ве­де­ни­ях ан­дер­гра­ун­да и соц-ар­та.

Лит.: Рус­ская жан­ро­вая жи­во­пись. М., 1961; Langdon H. Everyday-life painting. Oxf., 1979; Брук Я. В. У ис­то­ков рус­ско­го жан­ра. XVIII век. М., 1990; Со­ко­лов М. Н. Бы­то­вые об­разы в за­пад­но­ев­ро­пей­ской жи­во­пи­си XV– XVII вв. Ре­аль­ность и сим­во­ли­ка. М., [1994].

Вернуться к началу