Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЦ-А́РТ

Соц-арт. Д. В. Врубель. «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» («Поцелуй Л. И. Брежнева и Э. Хоннекера»). Граффити на Берлинской стене. 1990.

СОЦ-А́РТ (букв. – со­циа­ли­стич. ис­кус­ст­во), од­но из на­прав­ле­ний по­стмо­дер­низ­ма в рос. изо­бра­зит. ис­кус­ст­ве 1970–1980-х гг. Сфор­ми­ро­вал­ся в рам­ках отеч. ан­дер­гра­ун­да и кон­цеп­ту­аль­но­го ис­кус­ст­ва. Ме­тод и но­ся­щий па­ро­дий­ный ха­рак­тер тер­мин «С.-а.», от­сы­лаю­щий к со­циа­ли­сти­че­ско­му реа­лиз­му как офи­циаль­но на­са­ж­дае­мо­му ме­то­ду иск-ва в СССР, так­же к поп-ар­ту в США, бы­ли изо­бре­те­ны в 1972 В. А. Ко­ма­ром и А. Д. Ме­ла­ми­дом (см. Ко­мар и Ме­ла­мид). Иро­ни­че­ски ис­поль­зуя рас­хо­жие сим­во­лы, кли­ше и ло­зун­ги ком­му­ни­стич. про­па­ган­ды и аги­та­ции, С.-а. пред­ла­гал их аль­тер­на­тив­ную ин­тер­пре­та­цию, раз­вен­чи­вая в иг­ро­вой, час­то эпа­ти­рую­щей фор­ме их из­на­чаль­ный смысл и ос­во­бож­дая тем са­мым вос­при­ятие зри­те­ля от идео­ло­гич. сте­рео­ти­пов. Осн. ху­дож. приё­мы С.-а. – гро­теск, на­ро­чи­тые смы­сло­вые под­ме­ны и сво­бод­ное ци­ти­ро­ва­ние лю­бых пла­стич. приё­мов и сти­лей, на­ме­рен­ный эк­лек­тизм ху­дож. язы­ка. С.-а. не был жё­ст­ко очер­чен­ным ху­дож. на­прав­ле­ни­ем с еди­ной ми­ро­воз­зренч. ус­та­нов­кой; он объ­е­ди­нял раз­лич­ных по сво­ей ма­не­ре ав­то­ров (Ко­мар и Ме­ла­мид, Г. Д. Бру­скин, Э. В. Бу­ла­тов, Д. В. Вру­бель, А. С. Ко­со­ла­пов, Р. Е. Ле­бе­дев, Б. К. Ор­лов, Д. А. При­гов, Л. П. Со­ков, Б. З. Ту­рец­кий; груп­пы «Гнез­до», «Му­хо­мо­ры», и др.). В кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. часть мас­те­ров С.-а. эмиг­ри­ро­ва­ла в США. Наи­боль­шая ме­ж­ду­нар. из­вест­ность С.-а. при­шлась на го­ды «пе­ре­строй­ки и глас­но­сти», ко­гда он стал ед­ва ли не сим­во­лом это­го слож­но­го вре­ме­ни. С 1990-х гг. со­дер­жа­тель­ная ос­но­ва иро­нич. об­ра­зов С.-а. ста­ла не­ак­ту­аль­ной.

Лит.: Ту­пи­цы­на М. Кри­ти­че­ское оп­ти­че­ское. М., 1997; Khidekel R. «It’s the real thing»: Soviet and post-soviet sots-art and American pop-art. Minneapolis, 1998.

Вернуться к началу