КОНЦЕПТУА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНЦЕПТУА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО (концептуализм), направление в искусстве авангардизма, сложившееся к кон. 1960-х гг. Теория К. и. складывалась под влиянием идей лингвистич. философии, логич. позитивизма, новейших школ языкознания и психологии. К. и. переносит задачу творчества с создания конкретного произведения иск-ва на формулирование идеи произведения и/или искусства в целом. В программных манифестах амер. художников С. Левита («Тезисы о концептуальном искусстве», 1967) и Дж. Кошута («Искусство после философии», 1969) иск-во сводилось к феноменам сознания (идеям, понятиям, мысленным конструкциям), отвергалась необходимость их воплощения в чувственной форме. Материальным элементам отводилась ограниченная роль возбудителя внутр. представлений (принцип «искусства в голове»).
В поисках способов фиксации идеи художники-концептуалисты обращались к разл. коммуникативным средствам (печатный или рукописный текст, аудио- и видеозапись, фотография, киносъёмка, ксерокопирование, почтовые отправления), осваивали знаковые системы (диаграммы и таблицы, символы математики, логики, лингвистики). Наиболее радикальная форма презентации концептуалистских объектов – незримые, «исчезающие» произведения, лишённые чувственной оболочки («Воздушный столб» брит. художников Т. Аткинсона и М. Болдуина; в США – «произведения» из инертного газа и «ментальной энергии» Р. Берри, пустые рамы «мгновенной живописи» М. Страйдер). В 1968 в Великобритании возникла группа «Art & Language» («Искусство и язык»), в которую входили Т. Аткинсон, Д. Бейнбридж, М. Болдуин, Г. Харрел и др. Группа издавала одноим. журнал, замышлявшийся как творение К. и. Видными представителями К. и. являются также Дж. Бальдессари, У. Де Мария, М. Ремсден, Д. Хьюблер, Л. Уэйнер, Р. Моррис, М. Бохнер (все – США), Он Кавара (Япония), Х. Дарбовен (Германия), Я. Диббетс (Нидерланды).
В период кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. К. и. мыслилось как оппозиционное течение, стремящееся вырваться из оков институциональных структур (рынок искусства, музеи, галереи, пресса), в которых усматривалось выражение социального отчуждения. Критич. отношение к обществ. устройству проявилось в выступлениях нем. худ. Х. Хааке, брит. худ. В. Берджина (оба работали в США), франц. худ. Д. Бюрена и др. По мере апробирования разл. способов реализации программы К. и. выяснилось, что требование дематериализации излишне именно потому, что физическому (чувственному) аспекту отводится служебная роль провокации мысленных феноменов. Принципы К. и. стали осуществляться в развёрнутых инсталляциях, перформансах, минималистских объектах, акциях боди-арта и лэнд-арта.
В СССР в рамках андерграунда сформировалась моск. школа концептуализма (группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо», «Тот-арт», «Мухомор», «Медицинская герменевтика»). В творчестве таких художников, как Ю. Ф. Альберт, Э. В. Булатов, Р. А. и В. М. Герловины, В. А. Захаров, И. И. Кабаков, В. А. Комар и А. Д. Меламид (см. Комар и Меламид), Ю. А. Лейдерман, А. В. Монастырский, В. Д. Пивоваров, И. С. Чуйков и др., нормы К. и. реализовывались в разл. формах, включая и традиц. формы изобразит. иск-ва. Новацией моск. школы К. и. стал жанр альбома с текстами и рисунками. Практика концептуалистской живописи и скульптуры привела к возникновению направления соц-арта.