ИНСТАЛЛЯ́ЦИЯ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНСТАЛЛЯ́ЦИЯ (англ., франц. installation – установка, размещение, сборка), пространственная худож. композиция, создаваемая из разл. элементов – бытовых предметов, пром. изделий и материалов, природных объектов, текстов и т. п. И. отличается от родственного ей ассамблажа как бóльшим разнообразием входящих в её состав объектов, так и размером: И. охватывает обширные пространственные зоны (зал галереи, интерьер обществ. здания, участок улицы, площади, парка или природного ландшафта).
Основы И. были заложены в деятельности авангардных направлений 1-й трети 20 в.; её прообразы – Мерцбау, выстроенный в 1920-х гг. дадаистом К. Швиттерсом в своей мастерской, реди-мейд М. Дюшана, пластико-динамич. комплексы футуриста Дж. Баллы; театрализованные, созданные по единой программе выставки сюрреалистов 1930-х гг.; в СССР – выставочные проекты Л. М. Лисицкого, С. Б. Никритина и П. А. Мансурова. И. вошла в обиход совр. иск-ва с нач. 1960-х гг., когда к ней обратились видные художники новой волны авангардизма: Р. Моррис, Д. Дайн, Р. Смитсон (США), Х. Хакке, Г. Юкер, Й. Бойс (Германия), М. Мерц (Италия) и др. На этом раннем этапе И. чаще всего представляла собой обширную скульптурную композицию, окружающую зрителя (см. Энвайронмент).
И. разнообразны по стилистике, составу объектов, идейно-худож. задачам. Работы амер. художников Э. Кинхольца, Д. Сигела, К. Олденбурга выстраивались из скульптур и объёмных предметов, размещённых в залах галереи. И., составленные из текстов, бытовых предметов и пром. изделий, также рассчитаны на выставочные пространства (работы И. И. Кабакова, франц. худ. К. Болтански, представителей концептуального искусства и минимализма). Кристо, Д. Оппенгейм, Р. Серра, В. Аккончи (США), Д. Бюрен (Франция), Ф. Инфантэ-Арана (Россия) работали in situ (на месте), т. е. в природной или гор. среде, определяющей контекст произведения. Многие И., особенно политич. характера, интерактивны: вступая в прямой контакт со зрителем, они провоцируют его на определённые действия и откликаются на них. В состав совр. И. часто входят произведения видео-арта. Худож. содержание И. состоит в смысловых трансформациях, игре значений, возникающих в результате необычных сочетаний разнородных объектов, их взаимодействия с окружающей средой: выхваченные из реальной жизни, предметы освобождаются от своей утилитарной функции, одновременно приобретая символич. или чисто пластическую функцию. В СССР и России И. стали важной частью творчества художников андерграунда (В. А. Комар и А. Д. Меламид, В. А. Захаров и др.).