ЛИСИ́ЦКИЙ ЛАЗАРЬ МАРКОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИСИ́ЦКИЙ Лазарь Маркович (псевд. Эль Лисицкий, с 1920) [10(22) или 11(23).11.1890, ст. Починок, близ Смоленска – 30.12.1941, Москва], рос. график, дизайнер, архитектор, теоретик архитектуры. Учился у Ю. М. Пэна в Витебске (сер. 1900-х гг.) и на архит. ф-те Высшей технич. школы в Дармштадте (1909–14), в Рижском политехнич. ин-те, эвакуированном в Москву (1915–16). После 1917 был одним из организаторов выставок проф. еврейского иск-ва; работал в Худож. секции Моск. совета депутатов и в Отделе ИЗО Наркомпроса (1918). По его эскизу исполнено первое знамя ВЦИК (1918). В ранних графич. работах Л. (1910-е гг.) ещё заметно влияние рус. модерна; иллюстрации и оформление ряда книг на идише в 1917–23 («Пражская легенда» М. Бродерзона, 1917, и др.) сочетают стилистику рус. кубофутуризма с приёмами нар. лубка.
С мая 1919 Л. работал в Витебске, руководил архит. мастерской и мастерской печатной графики в Нар. худож. уч-ще, возглавляемом М. З. Шагалом. После приезда в Витебск К. С. Малевича стал приверженцем супрематизма. Активный чл. объединения Уновис («Утвердители нового искусства»), возникшего в Витебске в 1919. Создавал панно и плакаты, сочетавшие супрематич. беспредметность и агитац. направленность («Клином красным бей белых», 1919), в 1920 оформил (совм. с др.) «Альманах Уновис № 1» и спроектировал «фигурины» к кубофутуристич. опере «Победа над Солнцем» (текст А. Е. Кручёных и В. В. Хлебникова, музыка М. В. Матюшина), задумав эту постановку (не осуществлена) как «электромеханическое шоу» с исполнителями-марионетками. В Витебске Л. изобрёл и развил собств. вариант трёхмерных супрематич. композиций – «проунов» («проектов утверждения нового»), называя их «пересадочными станциями от живописи к архитектуре»; по мысли автора, они синтезировали методы супрематизма и конструктивизма. В 1919–1920 написал большое количество живописных «проунов», часть из которых была переведена в графич. форму и издана в виде литографий (1921 и 1923).
В кон. 1920 Л. переехал в Москву; участвовал в работе Института художественной культуры (Инхук). Осенью 1921 был командирован в Берлин; сыграл большую роль в установлении связей между постреволюционным рус. авангардизмом и европ. новаторами – в особенности берлинскими мастерами дадаизма, группой «Де Стейл» и Баухаузом. Участвовал в общеевропейском движении конструктивизма, реализовывая свои представления о коммуникативной роли дизайна как интернационального языка, понятного вне форм словесного общения. В 1922 издавал (совм. с И. Г. Эренбургом) ж. «Вещь. Object. Gegenstand» (на рус., франц. и нем. языках); активно сотрудничал в издании журналов «Broom» (Берлин, 1922), «De Stijl» (Амстердам, 1922), «G» (совм. с Л. Мис ван дер Роэ, Берлин, 1922–23), «Merz» (совм. с К. Швиттерсом, Берлин, 1923–24), «ABC» (совм. с М. Стамом, Швейцария, 1925). В Берлине изданы его кн. «Супрематический сказ про два квадрата в шести постройках» (для детей; 1922); также «Для голоса» В. В. Маяковского (1923), где Л. впервые применены методы визуально-пространств. конструирования книги. В 1923 работал в Голландии, читал доклады о рус. иск-ве; в 1924 выставил в Вене проект передвижной «Ленинской трибуны» (переработка проекта «Трибуны для площади», 1920, восходившего к утопич. идеям Уновиса). В 1924 в рамках Большой берлинcкой худож. выставки сконструировал «зал проунов» – первую конструктивистскую попытку воплощения форм станковой картины в реальном пространстве. Несколько месяцев лечился от туберкулёза в Швейцарии (1924–1925), где приступил к проектированию «горизонтального небоскрёба», создал дизайнерское оформление для фирмы «Пеликан».
Вернувшись в Москву (в июне 1925), Л. вступил в Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА); ему принадлежит ряд архит. проектов (текстильного комбината, дома-коммуны, яхт-клуба, комплекса изд-ва «Правда» и др.). Создал макет сценич. установки для пьесы «Хочу ребёнка» С. М. Третьякова (1930, реж. В. Э. Мейерхольд, Театр им. Мейерхольда; постановка не осуществлена). Писал статьи и трактаты, пропагандирующие новую визуальную культуру. Работал в области фотографии, используя методы монтажа и фотограммы; создавал портреты (К. Швиттерса, Х. Арпа и др.), применял фотографию в качестве элемента книжного оформления, плакатов, дизайнерских проектов. Преподавал во Вхутемасе – Вхутеине (1921 и с 1925; проф.).
Работа Л. над оформлением Всесоюзной полиграфич. выставки в Москве (1927), спроектированным и осуществлённым с широким использованием технич. и инж. достижений, ознаменовала появление в СССР самой профессии дизайнера выставок. Известны его разработки оформления сов. павильонов на междунар. выставках – печати («Пресса») в Кёльне (1928), гигиены в Дрездене (1930), пушнины в Лейпциге (1930), торговли в Белграде (1940–41; не состоялась). В 1935 назначен гл. художником ВСХВ, трудился над проектом Главного павильона. В 1930-е гг. продолжал работать в области книжного и журнального дизайна (альбомы «15 лет СССР», «15 лет РККА», «СССР строит социализм» и др.); в 1932–41 художник ж. «СССР на стройке». После начала Вел. Отеч. войны создал ряд антифашистских плакатов.