Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИСИ́ЦКИЙ ЛАЗАРЬ МАРКОВИЧ

Авторы: А. С. Шатских
Л. М. Лисицкий. Иллюстрация к еврейской народной сказке «Козочка». Цветная литография. 1919.

ЛИСИ́ЦКИЙ Ла­зарь Мар­ко­вич (псевд. Эль Ли­сиц­кий, с 1920) [10(22) или 11(23).11.1890, ст. По­чи­нок, близ Смо­лен­ска – 30.12.1941, Мо­ск­ва], рос. гра­фик, ди­зай­нер, ар­хи­тек­тор, тео­ре­тик ар­хи­тек­ту­ры. Учил­ся у Ю. М. Пэ­на в Ви­теб­ске (сер. 1900-х гг.) и на ар­хит. ф-те Выс­шей тех­нич. шко­лы в Дарм­штад­те (1909–14), в Риж­ском по­ли­тех­нич. ин-те, эва­куи­ро­ван­ном в Мо­ск­ву (1915–16). По­сле 1917 был од­ним из ор­га­ни­за­то­ров вы­ста­вок проф. ев­рей­ско­го иск-ва; ра­бо­тал в Ху­дож. сек­ции Моск. со­ве­та де­пу­та­тов и в От­де­ле ИЗО Нар­ком­про­са (1918). По его эс­ки­зу ис­пол­не­но пер­вое зна­мя ВЦИК (1918). В ран­них гра­фич. ра­бо­тах Л. (1910-е гг.) ещё за­мет­но влия­ние рус. мо­дер­на; ил­лю­ст­ра­ции и оформ­ле­ние ря­да книг на иди­ше в 1917–23 («Праж­ская ле­ген­да» М. Бро­дер­зо­на, 1917, и др.) со­че­та­ют сти­ли­сти­ку рус. ку­бо­фу­ту­риз­ма с приё­ма­ми нар. луб­ка.

Л. М. Лисицкий. «Клином красным бей белых». Плакат. 1919.
Л. М. Лисицкий. «Город». Проун. 1920. Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева (Баку).

С мая 1919 Л. ра­бо­тал в Ви­теб­ске, ру­ко­во­дил ар­хит. мас­тер­ской и мас­тер­ской пе­чат­ной гра­фи­ки в Нар. ху­дож. уч-ще, воз­глав­ляе­мом М. З. Ша­га­лом. По­сле при­ез­да в Ви­тебск К. С. Ма­ле­ви­ча стал при­вер­жен­цем су­пре­ма­тиз­ма. Ак­тив­ный чл. объ­е­ди­не­ния Уно­вис («Ут­вер­ди­те­ли но­во­го ис­кус­ст­ва»), воз­ник­ше­го в Ви­теб­ске в 1919. Соз­да­вал пан­но и пла­ка­ты, со­че­тав­шие су­пре­ма­тич. бес­пред­мет­ность и аги­тац. на­прав­лен­ность («Кли­ном кра­с­ным бей бе­лых», 1919), в 1920 офор­мил (совм. с др.) «Аль­ма­нах Уно­вис № 1» и спро­ек­ти­ро­вал «фи­гу­ри­ны» к ку­бо­фу­ту­ри­стич. опе­ре «По­бе­да над Солн­цем» (текст А. Е. Кру­чё­ных и В. В. Хлеб­ни­ко­ва, му­зы­ка М. В. Ма­тю­ши­на), за­ду­мав эту по­ста­нов­ку (не осу­ще­ст­в­ле­на) как «элек­тро­ме­ха­ни­че­ское шоу» с ис­пол­ни­те­ля­ми-ма­рио­нет­ка­ми. В Ви­теб­ске Л. изо­брёл и раз­вил собств. ва­ри­ант трёх­мер­ных су­пре­ма­тич. ком­по­зи­ций – «про­унов» («про­ек­тов ут­вер­жде­ния но­во­го»), на­зы­вая их «пе­ре­са­доч­ны­ми стан­ция­ми от жи­во­пи­си к ар­хи­тек­ту­ре»; по мыс­ли ав­то­ра, они син­те­зи­ро­ва­ли ме­то­ды су­пре­ма­тиз­ма и кон­ст­рук­ти­виз­ма. В 1919–1920 на­пи­сал боль­шое ко­ли­че­ст­во жи­во­пис­ных «про­унов», часть из ко­то­рых бы­ла пе­ре­ве­де­на в гра­фич. фор­му и из­да­на в ви­де ли­то­гра­фий (1921 и 1923).

В кон. 1920 Л. пе­ре­ехал в Мо­ск­ву; уча­ст­во­вал в ра­бо­те Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Ин­хук). Осе­нью 1921 был ко­ман­ди­ро­ван в Бер­лин; сыг­рал боль­шую роль в ус­та­нов­ле­нии свя­зей ме­ж­ду по­стре­во­лю­ци­он­ным рус. аван­гар­диз­мом и ев­роп. но­ва­то­ра­ми – в осо­бен­но­сти бер­лин­ски­ми мас­те­ра­ми да­да­из­ма, груп­пой «Де Стейл» и Бау­хау­зом. Уча­ст­во­вал в об­ще­ев­ро­пей­ском дви­же­нии кон­ст­рук­ти­виз­ма, реа­ли­зо­вы­вая свои пред­став­ле­ния о ком­му­ни­ка­тив­ной ро­ли ди­зай­на как ин­тер­на­цио­наль­но­го язы­ка, по­нят­но­го вне форм сло­вес­но­го об­ще­ния. В 1922 из­да­вал (совм. с И. Г. Эрен­бур­гом) ж. «Вещь. Object. Gegenstand» (на рус., франц. и нем. язы­ках); ак­тив­но со­труд­ни­чал в из­да­нии жур­на­лов «Broom» (Бер­лин, 1922), «De Stijl» (Ам­стер­дам, 1922), «G» (совм. с Л. Мис ван дер Роэ, Бер­лин, 1922–23), «Merz» (совм. с К. Швит­тер­сом, Бер­лин, 1923–24), «ABC» (совм. с М. Ста­мом, Швей­ца­рия, 1925). В Бер­ли­не из­да­ны его кн. «Су­пре­ма­ти­че­ский сказ про два квад­ра­та в шес­ти по­строй­ках» (для де­тей; 1922); так­же «Для го­ло­са» В. В. Мая­ков­ско­го (1923), где Л. впер­вые при­ме­не­ны ме­то­ды ви­зу­аль­но-про­странств. кон­ст­руи­ро­ва­ния кни­ги. В 1923 ра­бо­тал в Гол­лан­дии, чи­тал док­ла­ды о рус. иск-ве; в 1924 вы­ста­вил в Ве­не про­ект пе­ре­движ­ной «Ле­нин­ской три­бу­ны» (пе­ре­ра­бот­ка про­ек­та «Три­бу­ны для пло­ща­ди», 1920, вос­хо­див­ше­го к уто­пич. иде­ям Уно­ви­са). В 1924 в рам­ках Боль­шой бер­лин­cкой ху­дож. вы­став­ки скон­ст­руи­ро­вал «зал про­унов» – пер­вую кон­ст­рук­ти­ви­ст­скую по­пыт­ку во­пло­ще­ния форм стан­ко­вой кар­ти­ны в ре­аль­ном про­стран­ст­ве. Не­сколь­ко ме­ся­цев ле­чил­ся от ту­бер­ку­лё­за в Швей­ца­рии (1924–1925), где при­сту­пил к про­ек­ти­ро­ва­нию «го­ри­зон­таль­но­го не­бо­скрё­ба», соз­дал ди­зай­нер­ское оформ­ле­ние для фир­мы «Пе­ли­кан».

Вер­нув­шись в Мо­ск­ву (в ию­не 1925), Л. всту­пил в Ас­со­циа­цию но­вых ар­хи­тек­то­ров (АСНОВА); ему при­над­ле­жит ряд ар­хит. про­ек­тов (тек­стиль­но­го ком­би­на­та, до­ма-ком­му­ны, яхт-клу­ба, ком­плек­са изд-ва «Прав­да» и др.). Соз­дал ма­кет сце­нич. ус­та­нов­ки для пье­сы «Хо­чу ре­бён­ка» С. М. Треть­я­ко­ва (1930, реж. В. Э. Мей­ер­хольд, Те­атр им. Мей­ер­холь­да; по­ста­нов­ка не осу­ще­ст­в­ле­на). Пи­сал ста­тьи и трак­та­ты, про­па­ган­ди­рую­щие но­вую ви­зу­аль­ную куль­ту­ру. Ра­бо­тал в об­лас­ти фо­то­гра­фии, ис­поль­зуя ме­то­ды мон­та­жа и фо­то­грам­мы; со­з­да­вал порт­ре­ты (К. Швит­тер­са, Х. Ар­па и др.), при­ме­нял фо­то­гра­фию в ка­че­стве эле­мен­та книж­но­го оформ­ле­ния, пла­ка­тов, ди­зай­нер­ских про­ек­тов. Пре­по­да­вал во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не (1921 и с 1925; проф.).

Ра­бо­та Л. над оформ­ле­ни­ем Все­со­юз­ной по­ли­гра­фич. вы­став­ки в Мо­ск­ве (1927), спро­ек­ти­ро­ван­ным и осу­ще­ст­в­лён­ным с ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­нич. и инж. дос­ти­же­ний, оз­на­ме­но­ва­ла по­яв­ле­ние в СССР са­мой про­фес­сии ди­зай­не­ра вы­ста­вок. Из­вест­ны его раз­ра­бот­ки офор­мле­ния сов. па­виль­о­нов на ме­ж­ду­нар. вы­став­ках – пе­ча­ти («Прес­са») в Кёль­не (1928), ги­гие­ны в Дрез­де­не (1930), пуш­ни­ны в Лейп­ци­ге (1930), тор­гов­ли в Бел­гра­де (1940–41; не со­стоя­лась). В 1935 на­зна­чен гл. ху­дож­ни­ком ВСХВ, тру­дил­ся над про­ек­том Глав­но­го па­виль­о­на. В 1930-е гг. про­дол­жал ра­бо­тать в об­лас­ти книж­но­го и жур­наль­но­го ди­зай­на (аль­бо­мы «15 лет СССР», «15 лет РККА», «СССР стро­ит со­циа­лизм» и др.); в 1932–41 ху­дож­ник ж. «СССР на строй­ке». По­сле на­ча­ла Вел. Отеч. вой­ны соз­дал ряд ан­ти­фа­ши­ст­ских пла­ка­тов.

Соч.: Die Kunstismen – Les Ismes de l’art – The Isms of art. Z., 1925 (with H. Arp). Basel, 1990; Russland: Die Rekonstruktion der Ar­chitektur in der Sowjetunion. W., 1930.

Лит.: Richter H. El Lissitzky – Sieg über die Sonne: zur Kunst des Konstruktivismus. Köln, 1958; Хард­жи­ев Н. Эль Ли­сиц­кий – кон­ст­рук­тор кни­ги // Ис­кус­ст­во кни­ги. [М., 1962]. Вып. 3; Эль Ли­сиц­кий. Ху­дож­ник, ти­по­граф, фо­то­граф и ар­хи­тек­тор. Л., 1979; El Lissitz­ky: architect, painter, photographer, typographer. (Cat). Eindhoven, 1990; Эль Ли­сиц­кий. (Кат. вы­став­ки). М., 1991; Lissitzky-Küppers S. El Lissitzky – Maler, Architekt, Typograf, Foto­graf. Erinnerungen, Briefe, Schriften. [4. Aufl.]. Dresden, 1992; Кан­це­ди­кас А. С. Эль Ли­сиц­кий. Фильм жиз­ни. М., 2004–2005. Ч. 1–7; Не­ми­ров­ский Е. Л. Кон­ст­рук­тор кни­ги Эль Ли­сиц­кий. М., 2006.

Вернуться к началу