Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНСТИТУ́Т ХУДО́ЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУ́РЫ

Авторы: А. Н. Лаврентьев, С. О. Хан-Магомедов

ИНСТИТУ́Т ХУДО́ЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬ­ТУ́РЫ (Ин­хук), на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ская ор­га­ни­за­ция и творч. объ­е­ди­не­ние в Мо­ск­ве. Ор­га­ни­зо­ван в мар­те 1920 при От­де­ле ИЗО Нар­ком­про­са. Пер­во­на­чаль­но дея­тель­ность ин-та про­хо­ди­ла под влия­ни­ем «ле­вых» те­че­ний в изо­бра­зит. иск-ве (аб­ст­рак­цио­низм и др.); ста­ви­лась за­да­ча ис­сле­до­ва­ния фор­маль­ных вы­ра­зит. средств разл. ви­дов иск-ва (му­зы­ки, жи­во­пи­си, скульп­ту­ры и др.) и осо­бен­но­стей их воз­дей­ст­вия на зри­те­ля, вы­яс­не­ния ро­ли под­соз­на­ния в творч. про­цес­се (про­грам­ма В. В. Кан­дин­ско­го, 1920). Ряд со­труд­ни­ков Ин­ху­ка (во гла­ве с А. М. Род­чен­ко) счи­тал та­кой ме­тод ана­ли­за иск-ва субъ­ек­тив­ным, про­ти­во­пос­та­вив ему «объ­ек­тив­ный ме­тод». «Ра­бо­чая груп­па объ­ек­тив­но­го ана­ли­за», соз­дан­ная в 1920, ис­сле­до­ва­ла ху­дож. про­из­ве­де­ния с точ­ки зре­ния за­ко­нов их внутр. ор­га­ни­за­ции, вы­де­лив два прин­ци­па ор­га­ни­за­ции ху­дож. про­из­ве­де­ния: ком­по­зи­цию, ос­но­ван­ную на вку­со­вом и сти­ле­вом под­хо­де, и кон­ст­рук­цию, ко­то­рая пред­став­ля­лась бо­лее объ­ек­тив­ным прин­ци­пом. Чле­ны «Ра­бо­чей груп­пы» со­ста­ви­ли яд­ро «мо­ло­дой» про­фес­су­ры Вху­те­ма­са, ко­то­рая вне­дря­ла там «объ­ек­тив­ный ме­тод» пре­по­да­ва­ния. В кон. 1920 – 1-й пол. 1921 из недр груп­пы вы­шли и офор­ми­лись в са­мо­сто­ят. под­раз­де­ле­ния (со свои­ми про­грам­ма­ми) кол­лек­ти­вы кон­ст­рук­ти­ви­стов, «об­жек­ти­ви­стов» и др.

С 1921 Ин­хук, раз­ви­вая идеи «Ле­во­го фрон­та ис­кусств» (Леф), за­ни­мал­ся тео­ре­тич. раз­ра­бот­кой про­блем кон­ст­рук­ти­виз­ма и про­из­вод­ст­вен­но­го ис­кус­ст­ва, вёл экс­пе­рим. ра­бо­ту в об­лас­ти ху­дож. кон­ст­руи­ро­ва­ния (см. Ди­зайн). Ин­хук воз­глав­ля­ли по­сле­до­ва­тель­но В. В. Кан­дин­ский, А. М. Род­чен­ко, О. М. Брик, Б. И. Ар­ва­тов. На ос­но­ве ра­бо­чих групп Ин­ху­ка позд­нее бы­ли соз­да­ны Ас­со­циа­ция но­вых ар­хи­тек­то­ров (АСНОВА) и Об­ще­ст­во со­вре­мен­ных ар­хи­тек­то­ров (ОСА). Ак­тив­ны­ми дея­те­ля­ми Ин­ху­ка бы­ли так­же А. В. Ба­би­чев, А. А. Вес­нин, А. Г. Габ­ри­чев­ский, Н. А. Ла­дов­ский, Л. М. Ли­сиц­кий, Л. С. По­по­ва, В. Ф. Сте­па­но­ва. В 1924 Ин­хук пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние.

Лит.: Про­грам­ма ИНХУКа // Со­вет­ское ис­кус­ст­во за 15 лет. М.; Л., 1933; Из ис­то­рии со­вет­ской эс­те­ти­че­ской мыс­ли. М., 1967; Хан-Ма­го­ме­дов С. О. Воз­ник­но­ве­ние и фор­ми­ро­ва­ние ИНХУКа // Про­бле­мы ис­то­рии со­вет­ской ар­хи­тек­ту­ры. М., 1976. № 2; он же. Сек­ция мо­ну­мен­таль­но­го ис­кус­ст­ва ИНХУКа // Там же. 1977. № 3; он же. Дис­кус­сия в ИНХУКе о со­от­но­ше­нии кон­ст­рук­ции и ком­по­зи­ции (ян­варь – ап­рель 1921 го­да) // Тру­ды Все­со­юз­но­го на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го ин­сти­ту­та тех­ни­че­ской эс­те­ти­ки. Ху­до­же­ст­вен­ные и ком­би­на­тор­ные про­бле­мы фор­мо­об­ра­зо­ва­ния. М., 1979. Вып. 20; он же. Пио­не­ры со­вет­ско­го ди­зай­на. М., 1995.

Вернуться к началу