СТЕПА́НОВА ВАРВАРА ФЁДОРОВНА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТЕПА́НОВА Варвара Фёдоровна [23.10(5.11).1894, Ковно, ныне Каунас – 20.5.1958, Москва], рос. живописец, график, сценограф, дизайнер, поэт. Жена А. М. Родченко. Училась в худож. школе в Казани (1910–13), в 1914–17(?) в Москве – у И. И. Машкова, К. Ф. Юона, также в Строгановском уч-ще. Жила в Москве. Работала в отделе ИЗО Наркомпроса (1919–22), в Институте художественной культуры (Инхук, 1920–1923); чл. объединения «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922–30), Общества современных архитекторов (ОСА, 1925–1930). Экспериментировала в духе авангардной беспредметной поэзии (под псевд. Варст – «Ртны хомле», «Глоболким» и др., 1918), оформляла книги («Глы-Глы» А. Е. Кручёных, 1919), в 1920–40-е гг. – журналы «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «Советское кино», «Современная архитектура» и др. В цикле живописных и графич. работ «Фигуры» (1919–21, ГТГ) и альбоме «Варст» (линогравюра, 1919, ГРМ) сочетаются элементы кубофутуризма и абстракционизма. Один из создателей конструктивизма, С. участвовала в выставке конструктивистов «5×5=25» (1921). Оформляла спектакли («Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина, 1922, Театр ГИТИС, реж. В. Э. Мейерхольд), фильмы («Отрыв», 1926). Совм. с Родченко создала панно для Дома Моссельпрома (1925). Вместе с Родченко и Л. С. Поповой была дизайнером 1-й гос. ситценабивной фабрики (1924–25), создавала новаторские эскизы тканей и костюмов. В 1930–1950-е гг. оформляла (совм. с Родченко) агитационно-политич. альбомы; во время Вел. Отеч. войны работала в «Окнах ТАСС». Преподавала в Академии коммунистич. воспитания (1920–25), на текстильном ф-те Вхутемаса (1924–25; проф.).