Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОПО́ВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА

Авторы: С. М. Грачёва

ПОПО́ВА Лю­бовь Сер­ге­ев­на [24.4(6.5). 1889, име­ние Крас­но­ви­до­во, с. Ива­нов­ское Зве­ни­го­род­ско­го у. Моск. губ. – 25.5.1924, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, ди­зай­нер, сце­но­граф. Ро­ди­лась в се­мье моск. су­кон­ных фаб­ри­кан­тов. За­ни­ма­лась в сту­дии С. Ю. Жу­ков­ско­го (1907), в Шко­ле ри­со­ва­ния и жи­во­пи­си К. Ф. Юо­на и И. О. Ду­ди­на (1908–09). В 1909 по­се­ти­ла Ки­ев, где изу­ча­ла др.-рус. жи­во­пись и ра­бо­ты М. А. Вру­бе­ля; в 1910 и 1914 (вме­сте со скульп­то­ра­ми В. И. Му­хи­ной и И. Бур­мей­стер) – Ита­лию; в 1910–11 – Псков, Нов­го­род, Рос­тов, Суз­даль, Яро­славль и др. ста­рин­ные го­ро­да Рос­сии; в 1916–17 со­вер­ши­ла по­езд­ки во Вла­ди­мир, Во­ло­гду, в Тур­ке­стан, по Ка­ме и Вол­ге; в 1923 – на Кав­каз. Ран­нее твор­че­ст­во П. (пей­за­жи, жан­ро­вые кар­ти­ны) близ­ко твор­че­ст­ву её учи­те­лей («Пей­заж с крас­ным до­мом и прач­кой», 1908, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Мо­ск­ва). Сре­ди гра­фич. ра­бот 1910-х гг. – пей­за­жи, порт­ре­ты (А. А. Вес­ни­на, В. Е. Тат­ли­на, оба – ка­ран­даш, 1911–12, ГТГ). В 1912 ра­бо­та­ла в сту­дии «Баш­ня» в Мо­ск­ве (вме­сте с В. Е. Тат­ли­ным, К. М. Зда­не­ви­чем и др.). В 1912–13 за­ни­ма­лась в ака­де­мии «La Palette» в Па­ри­же у А. Ле Фо­ко­нье, А. Дю­ну­айе де Се­гон­за­ка, Ж. Мет­сен­же, при­об­ща­ясь к на­прав­ле­ни­ям совр. зап. иск-ва. В 1913 по­се­ща­ла сту­дию Тат­ли­на на ул. Ос­то­жен­ка; под влия­ни­ем его контр­рель­е­фов об­ра­ти­лась к «скульп­то-жи­во­пи­си», став од­ним из гл. пред­ста­ви­те­лей рус. аван­гар­диз­ма. Экс­по­нент вы­ста­вок об-ва «Буб­но­вый ва­лет» (1914, 1916), фу­ту­ри­стич. вы­ста­вок «Трам­вай В» (1915) и «0,10» (1915–16) и др.

Л. С. Попова. «Человек+воздух+пространство». 1913. Русский музей (С.-Петербург).

Ра­бо­ты П. 1913–16 близ­ки на­прав­ле­нию рус. ку­бо­фу­ту­риз­ма («Че­ло­век+воз­дух+про­стран­ст­во», 1913, «Порт­рет фи­ло­со­фа», 1915, оба – ГРМ). Под влия­ни­ем К. С. Ма­ле­ви­ча об­ра­ти­лась к су­пре­ма­тиз­му, уча­ст­во­ва­ла в соз­да­нии ху­дож. об-ва «Су­пре­мус» (1916–17), раз­ра­ба­ты­ва­ла про­ек­ты зна­ка и мар­ки это­го об-ва, так­же аван­гар­ди­ст­ские эс­ки­зы вы­ши­вок и ап­пли­ка­ций для моск. ху­до­же­ст­вен­но-тор­го­во­го пред­при­ятия «Вéрбовка». В 1915–18 соз­да­ла се­рию «жи­во­пис­ных ар­хи­тек­то­ник» (все­го ок. 30 ра­бот, в т. ч. «Кув­шин на сто­ле. Пла­сти­че­ская жи­вопись», 1915, «Жи­во­пис­ная ар­хи­тек­то­ни­ка. Крас­ное с си­ним», 1918, обе – ГТГ). В 1920-х гг. об­ра­ти­лась к кон­струк­ти­виз­му (се­рия «Про­стран­ст­вен­но-си­ло­вые по­строе­ния», 1921, ГТГ и др. со­б­ра­ния; ли­но­гра­вю­ры из цик­ла «Го­род», 1921). В 1920–24 ра­бо­та­ла в сек­ции мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры, уча­ст­во­ва­ла в ор­га­ни­за­ции Жи­во­пис­ной куль­ту­ры му­зея в Мо­ск­ве, в ра­бо­те груп­пы «Ле­во­го фрон­та ис­кусств» (ЛЕФ, 1922–24).

Л. С. Попова.«Сад перед домом». Эскиз декорации для спектакля «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Гуашь, карандаш. 1920. Частное собрание (Москва).

Уже пер­вая ра­бо­та П. для те­ат­ра – эс­ки­зы де­ко­ра­ций и кос­тю­мов (1920) для спек­так­ля «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра в моск. Ка­мер­ном те­ат­ре (по­ста­нов­ка осу­ще­ст­в­ле­на в 1921 в оформ­ле­нии А. А. Экс­тер) – от­кры­ла воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния прин­ци­пов кон­ст­рук­ти­виз­ма в ор­га­ни­за­ции сце­нич. про­стран­ст­ва. Офор­ми­ла спек­так­ли «Канц­лер и сле­сарь» А. В. Лу­на­чар­ско­го (1920–21, Те­атр Ко­ме­дии), «Ве­ли­ко­душ­ный ро­го­но­сец» Ф. Кром­ме­лин­ка (1922, Те­атр ак­тё­ра и Воль­ная мас­тер­ская Вс. Мей­ер­холь­да при Гос. выс­ших те­ат­раль­ных мас­тер­ских) и «Зе­м­ля ды­бом» (ком­по­зи­ция С. М. Треть­я­ко­ва по пье­се «Ночь» М. Мар­ти­не, 1923, Те­атр Вс. Мей­ер­холь­да; оба – реж. В. Э. Мей­ер­хольд; все – в Мо­ск­ве). С 1920 ис­пол­ня­ла об­лож­ки для книг, эс­ки­зы ри­сун­ков тек­сти­ля и мо­де­ли жен­ско­го пла­тья для 1-й сит­це­на­бив­ной фаб­ри­ки, для оформ­ле­ния вит­рин и др. Пре­по­да­ва­ла во Вху­те­ма­се (1920–23, проф.), в Ин­ху­ке (1920–24); ве­ла раз­ра­бо­тан­ный ею курс «ве­ще­ст­вен­но­го оформ­ле­ния спек­так­ля» в Гос. выс­ших ре­жис­сёр­ских мас­тер­ских (с 1922 ГИТИС; 1921–24) и на кур­сах Про­лет­куль­та (1924).

Лит.: Bowlt J. From surface to space: the art of L. Popova // The Structurist. 1975–1976. № 15–16; L. Popova: spatial force constructions, 1921–22. N. Y., 1985; Л. С. По­по­ва. (Кат. вы­став­ки). М., 1990; Adaskina N. L., Sarabya­nov D. V. L. Popova. L., 1990; L. Popova. (Сat.). N. Y., 1991; Са­рабь­я­нов Д. В. Л. По­по­ва. М., 1994; Ама­зон­ки аван­гар­да / Под ред. Г. Ф. Ко­ва­лен­ко. М., 2004; Ада­ски­на Н. Л. Л. По­по­ва. М., 2010.

Вернуться к началу