ПОПО́ВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОПО́ВА Любовь Сергеевна [24.4(6.5). 1889, имение Красновидово, с. Ивановское Звенигородского у. Моск. губ. – 25.5.1924, Москва], рос. живописец, график, дизайнер, сценограф. Родилась в семье моск. суконных фабрикантов. Занималась в студии С. Ю. Жуковского (1907), в Школе рисования и живописи К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1908–09). В 1909 посетила Киев, где изучала др.-рус. живопись и работы М. А. Врубеля; в 1910 и 1914 (вместе со скульпторами В. И. Мухиной и И. Бурмейстер) – Италию; в 1910–11 – Псков, Новгород, Ростов, Суздаль, Ярославль и др. старинные города России; в 1916–17 совершила поездки во Владимир, Вологду, в Туркестан, по Каме и Волге; в 1923 – на Кавказ. Раннее творчество П. (пейзажи, жанровые картины) близко творчеству её учителей («Пейзаж с красным домом и прачкой», 1908, частное собрание, Москва). Среди графич. работ 1910-х гг. – пейзажи, портреты (А. А. Веснина, В. Е. Татлина, оба – карандаш, 1911–12, ГТГ). В 1912 работала в студии «Башня» в Москве (вместе с В. Е. Татлиным, К. М. Зданевичем и др.). В 1912–13 занималась в академии «La Palette» в Париже у А. Ле Фоконье, А. Дюнуайе де Сегонзака, Ж. Метсенже, приобщаясь к направлениям совр. зап. иск-ва. В 1913 посещала студию Татлина на ул. Остоженка; под влиянием его контррельефов обратилась к «скульпто-живописи», став одним из гл. представителей рус. авангардизма. Экспонент выставок об-ва «Бубновый валет» (1914, 1916), футуристич. выставок «Трамвай В» (1915) и «0,10» (1915–16) и др.
Работы П. 1913–16 близки направлению рус. кубофутуризма («Человек+воздух+пространство», 1913, «Портрет философа», 1915, оба – ГРМ). Под влиянием К. С. Малевича обратилась к супрематизму, участвовала в создании худож. об-ва «Супремус» (1916–17), разрабатывала проекты знака и марки этого об-ва, также авангардистские эскизы вышивок и аппликаций для моск. художественно-торгового предприятия «Вéрбовка». В 1915–18 создала серию «живописных архитектоник» (всего ок. 30 работ, в т. ч. «Кувшин на столе. Пластическая живопись», 1915, «Живописная архитектоника. Красное с синим», 1918, обе – ГТГ). В 1920-х гг. обратилась к конструктивизму (серия «Пространственно-силовые построения», 1921, ГТГ и др. собрания; линогравюры из цикла «Город», 1921). В 1920–24 работала в секции монументального иск-ва Института художественной культуры, участвовала в организации Живописной культуры музея в Москве, в работе группы «Левого фронта искусств» (ЛЕФ, 1922–24).
Уже первая работа П. для театра – эскизы декораций и костюмов (1920) для спектакля «Ромео и Джульетта» У. Шекспира в моск. Камерном театре (постановка осуществлена в 1921 в оформлении А. А. Экстер) – открыла возможности использования принципов конструктивизма в организации сценич. пространства. Оформила спектакли «Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского (1920–21, Театр Комедии), «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922, Театр актёра и Вольная мастерская Вс. Мейерхольда при Гос. высших театральных мастерских) и «Земля дыбом» (композиция С. М. Третьякова по пьесе «Ночь» М. Мартине, 1923, Театр Вс. Мейерхольда; оба – реж. В. Э. Мейерхольд; все – в Москве). С 1920 исполняла обложки для книг, эскизы рисунков текстиля и модели женского платья для 1-й ситценабивной фабрики, для оформления витрин и др. Преподавала во Вхутемасе (1920–23, проф.), в Инхуке (1920–24); вела разработанный ею курс «вещественного оформления спектакля» в Гос. высших режиссёрских мастерских (с 1922 ГИТИС; 1921–24) и на курсах Пролеткульта (1924).