Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСТЕ́Р АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА

Авторы: В. А. Кулаков
А. А. Экстер. «Венеция». 1918. Третьяковская галерея (Москва).

ЭКСТЕ́Р (Exter) (уро­ж­дён­ная Гри­го­ро­вич) Алек­сан­д­ра Алек­сан­д­ров­на [6(18).1.1882, Бе­ло­сток Грод­нен­ской губ., ны­не Поль­ша – 17.3.1949, Фон­те­не-о-Роз, близ Па­ри­жа], рос., укр. и франц. жи­во­пи­сец, сце­но­граф, ди­зай­нер. Учи­лась в Ки­ев­ском ху­дож. уч-ще (1901–03 и 1906) у Н. К. Пи­мо­нен­ко, в ака­де­мии «Ла Гранд-Шомь­ер» (1907) у А. Ка­ро-Дель­ве­ля в Па­ри­же, где бы­ва­ла по­сто­ян­но (до 1914) и по­зна­ко­ми­лась с Г. Апол­ли­не­ром, П. Пи­кас­со, Ж. Бра­ком, Ф. Т. Ма­ри­нет­ти и др. В Рос­сии сбли­зи­лась с мас­те­ра­ми аван­гар­диз­ма (Д. Д. Бур­лю­ком, М. Ф. Ла­рио­но­вым, Н. С. Гон­ча­ро­вой, К. С. Ма­ле­ви­чем и др.) и при­ни­ма­ла уча­стие во мно­гих вы­став­ках, в т. ч. «Сою­за мо­ло­дё­жи» (1910, 1913–14, чл. об-ва), «Буб­но­во­го ва­ле­та» (1910–17, чл. объ­е­ди­не­ния). Оформ­ля­ла фу­ту­ри­стич. сбор­ни­ки («Мо­ло­ко ко­бы­лиц», 1914, и др.). Жи­во­пись Э., от­ме­чен­ная звуч­ным ко­ло­риз­мом, иг­рой па­ра­док­саль­ных про­стран­ст­вен­ных сме­ще­ний, вы­да­ёт мно­го­числ. влия­ния – им­прес­сио­низ­ма, нео­им­прес­сио­низ­ма, ку­биз­ма, ку­бо­фу­ту­риз­ма, су­пре­ма­тиз­ма, аб­ст­рак­цио­низ­ма. Оформ­ля­ла спек­так­ли Ка­мер­но­го те­ат­ра («Фа­ми­ра Ки­фа­ред» И. Ф. Ан­нен­ско­го, 1916; «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да, 1917; «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра, 1921; все – реж. А. Я. Таи­ров); сце­но­гра­фия Э. пред­вос­хи­ти­ла мн. идеи кон­ст­рук­ти­виз­ма. С 1910-х гг. ис­пол­ня­ла эс­ки­зы кос­тю­мов, плат­ков, ска­тер­тей и т. п.; по­сле 1918 ста­ла од­ним из пер­вых ди­зай­не­ров совр. оде­ж­ды в Рос­сии, по­свя­тив этой те­ме ряд ста­тей (см. илл. к ст. Кон­ст­рук­ти­визм). Оформ­ля­ла па­виль­о­ны 1-й Все­рос. с.-х. и кус­тар­но-пром. вы­став­ки в Мо­ск­ве (1923; совм. с В. И. Му­хи­ной).

С 1924 жи­ла во Фран­ции. Оформ­ля­ла кни­ги и по­ста­нов­ки ба­лет­ных трупп Б. Ф. Ни­жин­ской (в т. ч. «Ночь на Лы­сой го­ре» на му­зы­ку М. П. Му­сорг­ско­го, 1924) и др.; ра­бо­та­ла в об­лас­ти де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва. Пре­по­да­ва­ла в сво­их сту­ди­ях в Кие­ве и Одес­се (1918–1920), во Вху­те­ма­се в Мо­ск­ве (1921–22); в Ака­де­мии совр. иск-ва Ф. Ле­же в Па­ри­же (1925–30). Сре­ди уче­ни­ков – И. И. Ни­вин­ский, А. Г. Тыш­лер, П. Ф. Че­ли­щев, Н. А. Шиф­рин.

Лит.: А. Экс­тер. От им­прес­сио­низ­ма к кон­ст­рук­ти­виз­му. М., 1988; A. Exter e il Teatro da Camera. (Cat.). Mil., 1991; Ко­ва­лен­ко Г. Ф. А. Экс­тер. М., 2010. Т. 1–2.

Вернуться к началу