БРАК ЖОРЖ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРАК (Braque) Жорж (13.5.1882, Аржантёй, близ Парижа – 31.8.1963, Париж), франц. живописец, представитель авангардизма. Учился в Школе изящных искусств в Гавре (до 1899), в 1902–03 – в Академии Юмбера и в Школе изящных искусств (у Л. Бонна) в Париже. В 1905–07 работал в русле фовизма; пейзажи этого времени (виды Эстака и др.) отличаются напряжённостью хроматич. гармоний.
Под влиянием посмертной выставки П. Сезанна (1907) Б. (вместе с П. Пикассо) стал основоположником нового худож. направления – кубизма. В живописи Б. периода «аналитического кубизма» (1909–11) колорит ограничен узкой гаммой серых, охристых, зелёных тонов; натурные формы образуют подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1909–10, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Глубоко восприняв нац. традиции рационально-гармоничной формы, Б. рассматривал живописное полотно как зрительный эквивалент муз. композиции. Его произведения периода «синтетического кубизма» (1912–14) выстраиваются из элементов разнотипных знаковых систем, в картины включается коллаж, изображение предметов сопровождается графич. обозначениями (цифры, ноты, буквенные надписи): «Композиция» (или «Вальс», 1912, Музей Валльраф–Рихарц, Кёльн), «Гитаристка» (1913, Нац. музей совр. иск-ва, Париж) и др.
В нач. 1-й мировой войны Б. был мобилизован и в мае 1915 ранен в голову. Возобновил занятия живописью в 1917. С кон. 1910-х гг. работал большими сериями, стремясь к исчерпывающему выявлению пластич. возможностей избранного мотива («Натюрморты на круглом столе», 1918–42; «Камины», 1922–27). Его колорит высветляется, строится на тонких градациях цветовых оттенков; поверхности колышутся, возбуждая тактильное ощущение пространственных интервалов. С 1930-х гг. Б. обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере («Женщина с мандолиной», 1937, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Созданные в период оккупации натюрморты пронизаны трагизмом и близки по духу аллегориям ванитас («Графин и рыбы», 1941, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). В сериях «Биллиарды» (1944–52) и «Мастерские» (1949–56) статичный мотив обретает драматич. выразительность и монументальность.
В поздних пейзажах Б., предельно лаконичных, монотонность мотива (побережье Нормандии и др.) подчёркнута сильно вытянутым горизонтальным форматом; предметный мир в них обрастает богатыми ассоциациями, поднимаясь на уровень многозначного символа. Самостоят. темой живописи Б. 1950-х гг. становится образ птицы в полёте (роспись плафона в зале этрусского иск-ва в Лувре, 1953; «Чёрные птицы», 1956–1957, Фонд Маг, Сен-Поль-де-Ванс, и др.). Б. работал также в областях скульптуры, сценографии («Докучные» Ж. Орика, 1924, Рус. балет Дягилева), гравюры (серии цветных литографий «Гелиос», 1946, и «Тетради Жоржа Брака: 1917–1947», изд. 1948).