Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРИНЕ́ТТИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 130-131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Ю. Сапрыкина

МАРИНЕ́ТТИ (Marinetti) Фи­лип­по Том­ма­зо (22.12.1876, Алек­сан­д­рия, Еги­пет – 2.12.1944, Бел­лад­жо; по­хо­ро­нен на Мо­ну­мен­таль­ном клад­би­ще в Ми­ла­не), итал. пи­са­тель, ос­но­во­по­лож­ник фу­ту­риз­ма, чл. Итал. ака­де­мии (1929). Пи­сал на итал. и франц. язы­ках. Сын ад­во­ка­та. По­лу­чил сте­пень ба­ка­лав­ра в Сор­бон­не (1894); окон­чил Ге­ну­эз­ский ун-т (1899). Пер­вые со­чи­не­ния М. вы­дер­жа­ны в рус­ле сим­во­лиз­ма: по­этич. цикл «По­ко­ре­ние звёзд» («La conquête des étoiles», 1902), тра­ги­фарс «Ко­роль Ку­тёж» («Le roi Bombance», 1905), сб. вер­либ­ров «Мо­но­план Па­пы» («Le monoplan du Pape», 1912). В 1905–09 воз­глав­лял ми­лан­ский ж. «Poesia»; в 1910 уч­ре­дил од­но­им. из­да­тель­ст­во, пе­ча­тав­шее со­чи­не­ния сим­во­ли­стов и фу­ту­ри­стов.

Зна­чит. часть на­сле­дия М. со­став­ля­ют ма­ни­фе­сты фу­ту­риз­ма. Пер­вый из них – «Ма­ни­фест фу­ту­риз­ма» («Le ma­ni­feste du futurisme»), опуб­ли­ко­ван­ный 20.2.1909 в па­риж­ской газ. «Le Figaro», счи­та­ет­ся про­грамм­ным до­ку­мен­том ев­роп. аван­гар­диз­ма. В ма­ни­фе­стах, на­пи­сан­ных М. или при его уча­стии и ох­ва­ты­ваю­щих не толь­ко все ви­ды иск-ва, но и быт, вос­пе­ты си­ла и ско­рость, во­пло­щён­ные в пря­мом аг­рес­сив­ном дей­ст­вии (кро­во­про­лит­ной схват­ке, анар­хич. бун­те тол­пы, эпа­таж­ных пуб­лич­ных ма­ни­фе­ста­ци­ях и «ин­тер­вен­цио­ни­ст­ских» дек­ла­ра­ци­ях со­рат­ни­ков-фу­ту­ри­стов), в уто­пич. про­ек­тах пе­ре­соз­да­ния че­ло­ве­че­ской при­ро­ды ра­ди со­тво­ре­ния «ме­ха­ни­че­ско­го че­ло­ве­ка», а так­же в тех­нич. но­вин­ках на­чав­ше­го­ся ве­ка (ав­то­мо­биль, аэ­ро­план, но­вей­шие ви­ды ору­жия, элек­трич. свет и т. п.): «Убь­ём лун­ный свет!» («Tuons le clair de lune!», 1909), «Тех­ни­че­ский ма­ни­фест фу­ту­ри­сти­че­ской ли­те­ра­ту­ры» («Manifesto tec­nico della letteratura futurista», 1912), «Син­те­ти­че­ский фу­ту­ри­сти­че­ский те­атр» («Teatro futurista sintetico», 1916), «Фу­ту­ри­сти­че­ская кух­ня» («La cucina futurista», 1932), «Ма­ни­фест аэ­ро­жи­во­пи­си» («Manifesto dell’aeropittura», 1932) и мн. др.

Н. И. Кульбин. Профиль Маринетти. Рисунок. 1914.

Аг­рес­сив­ный эпа­таж по су­ти про­во­ка­ци­он­ных ре­чей М. на фу­ту­ри­стич. ве­че­рах в разл. го­ро­дах Ита­лии и Ев­ро­пы [объ­е­ди­нё­ны в сб-ки «Фу­ту­ризм» («Le futurisme», 1911) и «Вой­на как един­ствен­ная ги­гие­на ми­ра» («Guerra sola ­igiene del mondo»,1915)], а так­же ста­тей и ма­ни­фе­стов, во­шед­ших в кни­ги «Фу­ту­ри­сти­че­ская де­мо­кра­тия: по­ли­ти­че­ский ди­на­мизм» («Democrazia futu­ris­ta: dinamismo politico», 1919) и «По ту сто­ро­ну ком­му­низ­ма» («Al di lá del com­munismo», 1920), в ско­ром вре­ме­ни от­толк­ну­ли от фу­ту­риз­ма мно­гих со­рат­ни­ков М. как в Ита­лии, так и в Рос­сии. Во вре­мя ви­зи­тов в Мо­ск­ву и С.-Пе­тер­бург в 1913 и 1914 М. встре­тил хо­лод­ный при­ём со сто­ро­ны рус. фу­ту­ри­стов. Как во­ен. кор­рес­пон­дент и ин­тен­дант М. уча­ст­во­вал в ита­ло-тур. вой­не 1911–1912 и ита­ло-ли­вий­ской кам­па­нии 1913; в 1914 по­шёл доб­ро­воль­цем на фронт. По­ли­тич. ам­би­ции по­бу­ди­ли М. уч­ре­дить близ­кую к анар­хиз­му Фу­ту­ри­стич. по­ли­тич. пар­тию (1918); в 1918–19 сбли­зил­ся с Б. Мус­со­ли­ни (их зна­ком­ст­во со­стоя­лось в 1915) и при­ни­мал уча­стие в соз­да­нии про­фа­ши­ст­ских фу­ту­ри­стич. яче­ек. В 1920 М. вы­шел из бло­ка с фа­ши­ста­ми, но в 1925 под­пи­сал под­го­тов­лен­ный Мус­со­ли­ни и Дж. Джен­ти­ле «Ма­ни­фест фа­ши­ст­ских ин­тел­лек­туа­лов» («Manifesto degli intellettuali fa­scis­ti»). Ле­том 1942 от­пра­вил­ся доб­ро­воль­цем на рус. фронт; по со­стоя­нию здо­ро­вья вско­ре был ко­мис­со­ван.

Ли­те­ра­ту­ру М. рас­смат­ри­вал как фор­му пря­мой и бы­ст­рой ду­хов­ной пе­ре­ков­ки ши­ро­кой ау­ди­то­рии (в пер­вую оче­редь мо­ло­дёж­ной). В пер­вом ро­ма­не М. «Ма­фар­ка-фу­ту­рист» («Mafarka le futuriste», 1910, рус. пер. 1916) за­мет­но влия­ние Ф. Ниц­ше. Во­ен. те­му М. раз­ви­ва­ет в по­этич. сб. «Бит­ва у Три­по­ли» («La bataille de Tripoli», 1911, рус. пер. 1915) и в фу­ту­ри­стич. ро­ма­не «8 душ в од­ном сна­ря­де» («8 anime in una bom­ba», 1919). В по­свя­щён­ном сра­же­нию тур­ков и бол­гар при Ад­риа­но­по­ле (1913) по­этич. сб. «Занг Тумб Туу­ум» («Zang Tumb Tuuum», 1914) М. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с «ос­во­бо­ж­дён­ны­ми сло­ва­ми» и «це­пя­ми ана­ло­гий» (уп­разд­не­ние тра­диц. син­так­си­са и пунк­туа­ции, си­муль­тан­ная пе­ре­да­ча ав­тор­ских ощу­ще­ний, зву­ко­пись, ком­би­на­ция разл. шриф­тов и т. д.). В позд­нем ав­то­био­гра­фич. твор­че­ст­ве М. фу­ту­ри­стич. приё­мы взаи­мо­дей­ст­ву­ют с тра­диц. пись­мом: ро­ман-ал­ле­го­рия «Не­по­ко­рён­ные» («Gli indoma­bi­li», 1922), эс­се «Оча­ро­ва­ние Егип­та» («Il fascino dell’Egitto», 1933), рит­ми­зи­ров. про­за «Аэ­ро­по­эма о за­ли­ве Спе­ция» («Aeropoema del Golfo della Spe­zia», 1935) и др. М. про­бо­вал се­бя как ху­дож­ник (вы­пол­нен­ный в тех­ни­ке кол­ла­жа «Ав­то­порт­рет», 1914; гра­фич. порт­ре­ты К. Кар­ра и И. Ф. Стра­вин­ско­го; ил­лю­ст­ра­ции к собств. со­чи­не­ни­ям).

Соч.: Фу­ту­ризм. СПб., 1914; Opere. Mil., 1968–1969. Vol. 1–4; Scrit­ti francesi. Mil., 1983; Taccuini, 1915–1921. Bologna, 1987; Teoria e invenzione fu­tu­ris­ta. Mil., 1990; Teatro. Mil., 2004. Vol. 1–2.

Лит.: Лу­на­чар­ский А. В. Фу­ту­ри­сты. Сверх­скульп­тор и сверх­по­эт // Лу­на­чар­ский А. В. Собр. соч. М., 1965. Т. 5; Marinetti et le fu­tu­risme. Lausanne, 1977; Martin M. W. Futurist art and theory. N. Y., 1978; Agnese G. Ma­ri­netti. Mil., 1990; Marinetti e i futuristi. Mil., 1994; Lista G. F. T. Marinetti. P., 1995; Sa­la­ris C. Marinetti. Roma, 1997; Боб­рин­ская Е. А. Фу­ту­ризм. М., 2000; Strau­ven W. Marinetti e il cinema. [Udine], 2006; Lapshin V. Р. Marinetti e la Russia. Mil., 2008; Cescutti T. Les origines mythiques du fu­tu­ris­me: F. T. Marinetti, poète symboliste français, 1902–1908. P., 2008.

Вернуться к началу