МАРИНЕ́ТТИ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРИНЕ́ТТИ (Marinetti) Филиппо Томмазо (22.12.1876, Александрия, Египет – 2.12.1944, Белладжо; похоронен на Монументальном кладбище в Милане), итал. писатель, основоположник футуризма, чл. Итал. академии (1929). Писал на итал. и франц. языках. Сын адвоката. Получил степень бакалавра в Сорбонне (1894); окончил Генуэзский ун-т (1899). Первые сочинения М. выдержаны в русле символизма: поэтич. цикл «Покорение звёзд» («La conquête des étoiles», 1902), трагифарс «Король Кутёж» («Le roi Bombance», 1905), сб. верлибров «Моноплан Папы» («Le monoplan du Pape», 1912). В 1905–09 возглавлял миланский ж. «Poesia»; в 1910 учредил одноим. издательство, печатавшее сочинения символистов и футуристов.
Значит. часть наследия М. составляют манифесты футуризма. Первый из них – «Манифест футуризма» («Le manifeste du futurisme»), опубликованный 20.2.1909 в парижской газ. «Le Figaro», считается программным документом европ. авангардизма. В манифестах, написанных М. или при его участии и охватывающих не только все виды иск-ва, но и быт, воспеты сила и скорость, воплощённые в прямом агрессивном действии (кровопролитной схватке, анархич. бунте толпы, эпатажных публичных манифестациях и «интервенционистских» декларациях соратников-футуристов), в утопич. проектах пересоздания человеческой природы ради сотворения «механического человека», а также в технич. новинках начавшегося века (автомобиль, аэроплан, новейшие виды оружия, электрич. свет и т. п.): «Убьём лунный свет!» («Tuons le clair de lune!», 1909), «Технический манифест футуристической литературы» («Manifesto tecnico della letteratura futurista», 1912), «Синтетический футуристический театр» («Teatro futurista sintetico», 1916), «Футуристическая кухня» («La cucina futurista», 1932), «Манифест аэроживописи» («Manifesto dell’aeropittura», 1932) и мн. др.
Агрессивный эпатаж по сути провокационных речей М. на футуристич. вечерах в разл. городах Италии и Европы [объединёны в сб-ки «Футуризм» («Le futurisme», 1911) и «Война как единственная гигиена мира» («Guerra sola igiene del mondo»,1915)], а также статей и манифестов, вошедших в книги «Футуристическая демократия: политический динамизм» («Democrazia futurista: dinamismo politico», 1919) и «По ту сторону коммунизма» («Al di lá del communismo», 1920), в скором времени оттолкнули от футуризма многих соратников М. как в Италии, так и в России. Во время визитов в Москву и С.-Петербург в 1913 и 1914 М. встретил холодный приём со стороны рус. футуристов. Как воен. корреспондент и интендант М. участвовал в итало-тур. войне 1911–1912 и итало-ливийской кампании 1913; в 1914 пошёл добровольцем на фронт. Политич. амбиции побудили М. учредить близкую к анархизму Футуристич. политич. партию (1918); в 1918–19 сблизился с Б. Муссолини (их знакомство состоялось в 1915) и принимал участие в создании профашистских футуристич. ячеек. В 1920 М. вышел из блока с фашистами, но в 1925 подписал подготовленный Муссолини и Дж. Джентиле «Манифест фашистских интеллектуалов» («Manifesto degli intellettuali fascisti»). Летом 1942 отправился добровольцем на рус. фронт; по состоянию здоровья вскоре был комиссован.
Литературу М. рассматривал как форму прямой и быстрой духовной перековки широкой аудитории (в первую очередь молодёжной). В первом романе М. «Мафарка-футурист» («Mafarka le futuriste», 1910, рус. пер. 1916) заметно влияние Ф. Ницше. Воен. тему М. развивает в поэтич. сб. «Битва у Триполи» («La bataille de Tripoli», 1911, рус. пер. 1915) и в футуристич. романе «8 душ в одном снаряде» («8 anime in una bomba», 1919). В посвящённом сражению турков и болгар при Адрианополе (1913) поэтич. сб. «Занг Тумб Тууум» («Zang Tumb Tuuum», 1914) М. экспериментировал с «освобождёнными словами» и «цепями аналогий» (упразднение традиц. синтаксиса и пунктуации, симультанная передача авторских ощущений, звукопись, комбинация разл. шрифтов и т. д.). В позднем автобиографич. творчестве М. футуристич. приёмы взаимодействуют с традиц. письмом: роман-аллегория «Непокорённые» («Gli indomabili», 1922), эссе «Очарование Египта» («Il fascino dell’Egitto», 1933), ритмизиров. проза «Аэропоэма о заливе Специя» («Aeropoema del Golfo della Spezia», 1935) и др. М. пробовал себя как художник (выполненный в технике коллажа «Автопортрет», 1914; графич. портреты К. Карра и И. Ф. Стравинского; иллюстрации к собств. сочинениям).