Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУРЛЮ́К ДАВИД ДАВИДОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 375

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Богомолов
Д. Д. Бурлюк. «Красный полдень». 1910-е гг. Художественный музей имени М. В. Нестерова (Уфа).

БУРЛЮ́К Да­вид Да­ви­до­вич [9(21).7.1882, ху­тор Се­ми­ро­тов­щи­на Ле­бе­дин­ско­го у. Харь­ков­ской губ. – 15.1.1967, Лонг-Ай­ленд, штат Нью-Йорк, США], рус. ху­дож­ник, по­эт, кри­тик, из­да­тель. Из ста­ро­го ро­да за­по­рож­ских ка­за­ков; отец – аг­ро­ном, ав­тор книг по сель­ско­му хо­зяй­ст­ву. Брат В. Д. Бур­лю­ка, а так­же Ни­ко­лая Бур­лю­ка [1890–1920(?)], пи­са­те­ля и тео­ре­ти­ка иск-ва. Учил­ся в Ка­зан­ском (1898–99) и Одес­ском (1899–1901, 1909–10) ху­дож. уч-щах, в Мюн­хе­не (1902–03), Па­ри­же (1904), в МУЖВЗ у Л. О. Пас­тер­на­ка и А. Е. Ар­хи­по­ва (1911–14). С 1906 уча­ст­во­вал в ху­дож. вы­став­ках; од­но­вре­мен­но вы­сту­пал как ху­дож. кри­тик («По по­во­ду "ху­до­же­ст­вен­ных пи­сем" г-на А. Бе­нуа», 1910). В 1910 де­бю­ти­ро­вал как по­эт в сб-ках «Сту­дия им­прес­сио­ни­стов» и «Са­док су­дей». В 1911 по­зна­ко­мил­ся с В. В. Мая­ков­ским и стал од­ним из наи­бо­лее ак­тив­ных дея­те­лей за­ро­ж­даю­ще­го­ся рус. фу­ту­риз­ма. По­лу­чи­ли из­вест­ность его жи­во­пис­ные ра­бо­ты, ис­поль­зую­щие при­ё­мы ку­биз­ма, экс­прес­сио­низ­ма, итал. футу­риз­ма и от­ме­чен­ные осо­бым вни­ма­ни­ем к фак­ту­ре. По­эзия Б., ори­ен­ти­ро­ван­ная на франц. сти­хотв. куль­ту­ру (А. Рем­бо, С. Мал­лар­ме), шо­ки­ро­ва­ла ан­ти­эс­те­тич­но­стью об­ра­зов и эпа­таж­ной дек­ла­ра­тив­но­стью, ко­то­рую под­чёр­ки­ва­ла вы­зы­ваю­щая ма­не­ра по­ве­де­ния са­мо­го Б. (рас­кра­ши­ва­ние ли­ца, на­ро­чи­тая ос­кор­би­тель­ность ма­ни­фе­стов, са­мо­рек­ла­ма и пр.). С 1912 Б. при­ни­мал уча­стие в боль­шин­ст­ве фу­ту­ри­стич. сбор­ни­ков и аван­гар­ди­ст­ских вы­ста­вок, га­ст­ро­ли­ро­вал с док­ла­да­ми по го­ро­дам Рос­сии. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны жил пре­им. в Мо­ск­ве. В 1916 в Уфе про­шла его пер­вая пер­со­наль­ная вы­став­ка. Вес­ной 1918 уе­хал из Мо­ск­вы, по­сле ски­та­ний по го­ро­дам По­вол­жья, Ура­ла и Си­би­ри ле­том 1919 ока­зал­ся во Вла­ди­вос­то­ке, от­ку­да в 1920 пе­ре­брал­ся в Япо­нию, а в 1922 – в США. Жил в Нью-Йор­ке, вла­дел не­боль­шой кар­тин­ной га­ле­ре­ей, уча­ст­во­вал в ху­дожественных вы­став­ках. Из­да­вал кни­ги (по­ми­мо собств. про­из­ве­де­ний и ра­бот о сво­ём твор­че­ст­ве вы­пус­тил не­ск. книг В. В. Мая­ков­ско­го и кол­лек­тив­ных сбор­ни­ков) и журнал «Color and Rhy­me» («Цвет и риф­ма», с 1930), со­труд­ни­чал в про­со­вет­ской газете «Рус­ский го­лос» (1923–40). Про­па­ган­ди­ро­вал фу­ту­ризм как про­ле­тар­ское иск-во, под­дер­жи­вал кон­так­ты с сов. по­соль­ст­вом. В 1956 и 1965 по­се­тил СССР.

Соч.: Гал­дя­щие «бе­нуа» и но­вое рус­ское на­цио­наль­ное ис­кус­ст­во. СПб., 1913; Ле­ст­ни­ца дней мо­их – Бур­люк по­жи­ма­ет ру­ку Вуль­ворт Биль­дин­гу. Нью-Йорк, 1924; Эн­те­ле­хизм. Нью-Йорк, 1930; 1/2 ве­ка. Нью-Йорк, 1932; Фраг­мен­ты из вос­по­ми­на­ний фу­ту­ри­ста. СПб., 1994; Бур­люк Д. Д., Бур­люк Н. Д. Сти­хо­тво­ре­ния. СПб., 2002; Ин­те­рес­ные встре­чи. М., 2005.

Лит.: Гол­лер­бах Э. Ф. Ис­кус­ст­во Д. Д. Бур­лю­ка. Нью-Йорк, 1930; По­сту­паль­ский И. Ли­те­ра­тур­ный труд Д. Д. Бур­лю­ка. Нью-Йорк, 1931; Лив­шиц Б. По­лу­то­ра­гла­зый стре­лец. М., 1991; Д. Бур­люк. Фак­ту­ра и цвет. Ка­та­лог. Уфа, 1994. Кн. 1–2; Ка­лау­шин Б. Бур­люк: Цвет и риф­ма. СПб., 1995. Кн. 1; Д. Бур­люк. 1882–1967. Вы­став­ка про­из­ве­де­ний. СПб., 1995; Ев­да­ев Н. Д. Бур­люк в Аме­ри­ке. М., 2002.

Вернуться к началу