МУ́ХИНА ВЕРА ИГНАТЬЕВНА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУ́ХИНА Вера Игнатьевна [19.6(1.7).1889, Рига – 6.10.1953, Москва], рос. скульптор, нар. худ. СССР (1943), д. чл. АХ СССР (1947). Училась в частных студиях К. Ф. Юона (1909–11), Н. А. Синицыной (1911) и И. И. Машкова (1911–12) в Москве, в академии «Ла Гранд-Шомьер» в Париже (1912–14) у Э. А. Бурделя. Чл. Общества русских скульпторов в Москве (1926–32). Уже в ранних произведениях М., отмеченных влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности, декоративности и лаконизму форм. После Окт. революции 1917 участвовала в реализации монументальной пропаганды плана, создавала проекты романтически приподнятых, пронизанных бурным движением памятников (памятник Революции для Клина, 1919; «Освобождённый труд», 1921; памятник В. М. Загорскому, 1921; «Пламя революции», 1922–23, два последних – гипс, Центр. музей совр. истории России, Москва), а также станковые фигуры, утяжелённые объёмы которых выражают внутр. мощь натуры («Крестьянка», 1927; «Хлеб», бронза, 1939, обе в ГТГ). С 1930-х гг. обращалась к проблемам синтеза скульптуры с архитектурой. Наиболее известная работа М. – группа «Рабочий и колхозница», венчавшая павильон СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже (нержавеющая сталь, 1935–37; ныне – перед сев. входом ВВЦ, реставрирована в 2000-х гг.; см. иллюстрации к ст. Москва), ставшая символом СССР. Много работала в области портрета (доктора А. А. Замкова и арх. С. А. Замкова, оба – мрамор, 1935; полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка, оба – гипс, 1942, и бронза, 1947; акад. А. Н. Крылова, дерево, 1945; «Партизанка», бронза, 1951, все в ГТГ). В послевоенные годы завершила памятник А. М. Горькому по проекту И. Д. Шадра (1939) для Москвы (совм. с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, арх. З. М. Розенфельд, бронза, гранит, 1949–51), работала над памятником П. И. Чайковскому в Москве (совм. с Зеленской и Ивановой, арх. А. А. Заварзин, бронза, гранит, открыт в 1954). Автор мраморных надгробий М. А. Пешкова (1935) и Л. В. Собинова (1940–41) на Новодевичьем кладбище в Москве. Оформляла также выставки и театральные спектакли (костюмы к «Электре» Софокла в Театре им. Е. Б. Вахтангова в Москве, 1944), создавала проекты одежды и рисунки для тканей (1923–26), мелкую пластику из фарфора («С. Г. Корень в роли Меркуцио», 1949, и др.), проектировала изделия из стекла (вазы, бокалы и т. п., 1938–53). Преподавала во Вхутеине в Москве (1926–30). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).