Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́ХИНА ВЕРА ИГНАТЬЕВНА

В. И. Мухина (при участии Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой). Памятник П. И. Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Бронза, гранит. Открыт в 1954. Архитектор А. А. Заварзин.

МУ́ХИНА Ве­ра Иг­нать­ев­на [19.6(1.7).1889, Ри­га – 6.10.1953, Мо­ск­ва], рос. скульп­тор, нар. худ. СССР (1943), д. чл. АХ СССР (1947). Учи­лась в ча­ст­ных сту­ди­ях К. Ф. Юо­на (1909–11), Н. А. Си­ни­цы­ной (1911) и И. И. Маш­ко­ва (1911–12) в Мо­ск­ве, в ака­де­мии «Ла Гранд-Шомь­ер» в Па­ри­же (1912–14) у Э. А. Бур­де­ля. Чл. Об­ще­ст­ва рус­ских скульп­то­ров в Мо­ск­ве (1926–32). Уже в ран­них про­из­ве­де­ни­ях М., от­ме­чен­ных влия­ни­ем ку­биз­ма, за­мет­но тя­го­те­ние к мо­ну­мен­таль­но­сти, де­ко­ра­тив­но­сти и ла­ко­низ­му форм. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 уча­ст­во­ва­ла в реа­ли­за­ции мо­ну­мен­таль­ной про­па­ган­ды пла­на, соз­да­ва­ла про­ек­ты ро­ман­ти­че­ски при­под­ня­тых, про­ни­зан­ных бур­ным дви­же­ни­ем па­мят­ни­ков (па­мят­ник Ре­во­лю­ции для Кли­на, 1919; «Ос­во­бо­ж­дён­ный труд», 1921; па­мят­ник В. М. За­гор­ско­му, 1921; «Пла­мя ре­во­лю­ции», 1922–23, два последних – гипс, Центр. му­зей совр. ис­то­рии Рос­сии, Мо­ск­ва), а так­же стан­ко­вые фи­гу­ры, утя­же­лён­ные объ­ё­мы ко­то­рых вы­ра­жа­ют внутр. мощь на­ту­ры («Кре­сть­ян­ка», 1927; «Хлеб», брон­за, 1939, обе в ГТГ). С 1930-х гг. об­ра­ща­лась к про­бле­мам син­те­за скульп­ту­ры с ар­хи­тек­ту­рой. Наи­бо­лее из­вест­ная ра­бо­та М. – груп­па «Ра­бо­чий и кол­хоз­ни­ца», вен­чав­шая па­виль­он СССР на Все­мир­ной вы­став­ке 1937 в Па­ри­же (не­ржа­вею­щая сталь, 1935–37; ны­не – пе­ред сев. вхо­дом ВВЦ, рес­тав­ри­ро­ва­на в 2000-х гг.; см. ил­лю­ст­ра­ции к ст. Мо­ск­ва), став­шая сим­во­лом СССР. Мно­го ра­бо­та­ла в об­лас­ти порт­ре­та (док­то­ра А. А. Зам­ко­ва и арх. С. А. Зам­ко­ва, оба – мра­мор, 1935; пол­ков­ни­ков Б. А. Юсу­по­ва и И. Л. Хиж­ня­ка, оба – гипс, 1942, и брон­за, 1947; акад. А. Н. Кры­ло­ва, де­ре­во, 1945; «Пар­ти­зан­ка», брон­за, 1951, все в ГТГ). В по­сле­во­ен­ные го­ды за­вер­ши­ла па­мят­ник А. М. Горь­ко­му по про­ек­ту И. Д. Шад­ра (1939) для Мо­ск­вы (совм. с Н. Г. Зе­лен­ской и З. Г. Ива­но­вой, арх. З. М. Ро­зен­фельд, брон­за, гра­нит, 1949–51), ра­бо­та­ла над па­мят­ни­ком П. И. Чай­ков­ско­му в Мо­ск­ве (совм. с Зе­лен­ской и Ива­но­вой, арх. А. А. За­вар­зин, брон­за, гра­нит, от­крыт в 1954). Ав­тор мра­мор­ных над­гро­бий М. А. Пеш­ко­ва (1935) и Л. В. Со­би­но­ва (1940–41) на Но­во­де­вичь­ем клад­би­ще в Мо­ск­ве. Оформ­ля­ла так­же вы­став­ки и те­ат­раль­ные спек­так­ли (кос­тю­мы к «Элек­тре» Со­фок­ла в Те­ат­ре им. Е. Б. Вах­тан­го­ва в Мо­ск­ве, 1944), соз­да­ва­ла про­ек­ты оде­ж­ды и ри­сун­ки для тка­ней (1923–26), мел­кую пла­сти­ку из фар­фо­ра («С. Г. Ко­рень в ро­ли Мер­ку­цио», 1949, и др.), про­ек­ти­ро­ва­ла из­де­лия из стек­ла (ва­зы, бо­ка­лы и т. п., 1938–53). Пре­по­да­ва­ла во Вху­теи­не в Мо­ск­ве (1926–30). Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

Соч.: Ху­до­же­ст­вен­ное и ли­те­ра­тур­но-кри­ти­че­ское на­сле­дие. М., 1959–1960. Т. 1–3.

Лит.: Тер­но­вец Б. В. Му­хи­на. М.; Л., 1937; Во­ро­но­ва ОП. В. И. Му­хи­на. М., 1976; Суз­да­лев П. К. В. И. Му­хи­на. М., 1981.

Вернуться к началу