МОНУМЕНТА́ЛЬНОЙ ПРОПАГА́НДЫ ПЛАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНУМЕНТА́ЛЬНОЙ ПРОПАГА́НДЫ ПЛАН, план развития монументального иск-ва, принятый сов. правительством, а также комплекс мероприятий по его реализации в 1918–20-х гг. Начало М. п. п. было положено декретом СНК от 12.4.1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции»; 30.7.1918 СНК утвердил список новых памятников (69 имён) в честь революционеров и прогрессивных деятелей культуры всех времён и народов. Первым сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд, сент. 1918; повторение для Москвы – окт. 1918; ныне – в Музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва). Закладка и открытие памятников проводились в торжеств. обстановке, с митингами, на которых выступали В. И. Ленин и др. руководители страны [открытие 7.11.1918 в Москве памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на пл. Революции (скульптор С. А. Мезенцев) и мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов» на Сенатской башне Московского Кремля (скульптор С. Т. Конёнков; ныне – в ГРМ)].
Первоначально памятники создавались из дешёвых материалов (гипс, бетон, дерево); лучшие из них предполагалось перевести в «вечные» материалы. В 1919–1920 получили развитие конкурсы на проекты монументов, перепланировка некоторых архит. ансамблей (напр., Марсова поля в Петрограде с памятником «Борцам революции», 1917–19, арх. Л. В. Руднев). С 1919 М. п. п. распространился на Киев, Самарканд и др. города, с 1920 – на Урал, Сибирь, Азербайджан, с 1921 на Армению и Грузию. С 1922–23 памятники сооружались из прочных материалов: А. И. Герцену и Н. П. Огарёву в Москве (цемент с гранитной крошкой, 1922, скульптор Н. А. Андреев), Н. А. Некрасову в Петрограде (бронза, 1922, скульптор В. В. Лишев); «Борцам революции» в Саратове (гранит, 1925, скульптор Б. Д. Королёв). Опыт М. п. п. был использован в ранних памятниках В. И. Ленину (на пл. Ленина в Ленинграде; бронза, гранит, 1926, скульптор С. А. Евсеев, архитекторы В. Г. Гельфрейх и В. А. Щуко, и др.). Тем же целям пропаганды и утверждения новой идеологии, воспитанию «революц. сознания масс» служило и агитационное (агитационно-массовое) иск-во – оформление площадей и улиц Москвы, Петрограда и др. городов к революц. праздникам, агитпоезда, театрализов. действа и т. п.