МА́РСОВО ПО́ЛЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́РСОВО ПО́ЛЕ, площадь в С.-Петербурге. Границы прямоугольного в плане Пустого, или Большого, луга (ок. 11 га) определились в 1-й четв. 18 в., когда для его осушения между Невой и Мойкой были прорыты Лебяжий канал, отделяющий сейчас М. п. от Летнего сада, и Красный канал (засыпан в кон. 18 в.). Во времена имп. Петра I там проходили воен. парады и нар. гулянья, устраивались «потешные огни» (отсюда одно из его назв. – «Потешное поле»); были выстроены Питейный дом (1712), Зверовой двор (1713) с редкими животными и павильон с Готторпским глобусом (1721–1726), 2 дворца Екатерины I (дали М. п. назв. «Царицын луг»; все не сохр.). В 1740-х гг. на М. п. был устроен сад «Променад», в его создании участвовали Б. Ф. Растрелли и М. Г. Земцов. Несохранившиеся барочные Летний дворец имп. Елизаветы Петровны на берегу Мойки (1741–44) и Оперный дом (1750; оба – арх. Растрелли) положили начало архит. обрамлению М. п. В кон. 18 в. по сев. границе М. п., вдоль Невы, были построены в стиле классицизма Мраморный дворец (1768–85, арх. А. Ринальди), дома Н. И. Салтыкова (1784–88, арх. Дж. Кваренги) и И. И. Бецкого (1784–1787). При имп. Павле I на месте Летнего дворца возведён Инженерный замок, М. п. было очищено от всех построек и превращено в воен. плац. Там установили обелиск П. А. Румянцеву-Задунайскому (1798–99, арх. В. Бренна; перемещён в 1818 на Васильевский остров) и памятник А. В. Суворову (1799–1801, скульптор М. И. Козловский; в 1820 перенесён к Неве): полководец представлен в образе бога войны Марса, который стал символом русской воинской доблести и дал после победы в Отечественной войне 1812 окончательное назв. площади (по образцу одноим. площади в Париже), бывшей долгие годы средоточием воен. жизни столицы.
После 1812 К. И. Росси перепланировал весь прилегающий к М. п. район; была продолжена до М. п. Садовая ул., проложен проезд вдоль Мойки, сооружены 5 мостов через Фонтанку, Мойку и Лебяжий канал. На зап. стороне М. п. возведены казармы лейб-гвардии Павловского полка (1817–19, В. П. Стасов) и «дом Адамини» (1823–27, арх. Д. Ф. Адамини). Во 2-й пол. 19 в. М. п. использовалось для праздничных гуляний и развлечений – строились врем. катальные горы, карусели, помосты для выступлений балаганных театров, устраивались заезды велосипедистов, был выстроен жел.-бетон. «скетинг-ринк» для катания на роликовых коньках (1910, арх. Е. Ф. Шретер; не сохр.) и др.
Совр. вид М. п. приобрело после 1917. В его центре установлен памятник «Борцам революции» (1917–19; арх. Л. В. Руднев, автор надписей А. В. Луначарский). В 1920–23 М. п. превращено в партерный парк со строгой геометрич. планировкой (арх. И. А. Фомин, ландшафтный арх. Р. Ф. Катцер). В 1957 на М. п. сооружён Вечный огонь.