Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЗЛО́ВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

КОЗЛО́ВСКИЙ Ми­ха­ил Ива­но­вич [26.10(6.11).1753, С.-Пе­тер­бург – 18(30) или 16(28).9.1802, там же], рос. скульп­тор. Ро­дил­ся в се­мье во­ен. му­зы­кан­та Ад­ми­рал­тей­ской га­лер­ной га­ва­ни. Учил­ся в пе­терб. АХ (1764–73) у Н. Ф. Жил­ле, А. П. Ло­сен­ко. Пен­сио­нер АХ в Ри­ме (1773–79), где по­се­щал Франц. ака­де­мию, поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми Ж. М. Вье­на, встре­чал­ся с А. Р. Менг­сом, изу­чал иск-во ан­тич­но­сти и Воз­ро­ж­де­ния. Ра­бо­тал так­же в Па­ри­же (1779–80; в 1788–1790 – ко­мис­сио­нер-со­вет­ник пе­терб. АХ). Акад. мар­сель­ской Ака­де­мии изящ­ной сло­вес­но­сти, нау­ки и ис­кус­ст­ва (1780) и пе­терб. АХ (1794).

М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову на Суворовской площади в С.-Петербурге. Бронза. 1799–1801. Постамент исполнен при участии А. Н. Воронихина, барельеф на пьедестале работы Ф. Г. Гордеева. Фото Д. В. Соловьёва

Твор­че­ст­во К., пред­ста­ви­те­ля рус. клас­си­циз­ма, про­ник­ну­то идея­ми про­све­ти­тель­ст­ва, воз­вы­шен­ным гу­ма­низ­мом и яр­кой эмо­цио­наль­но­стью. Уже в ран­них про­из­ве­де­ни­ях (ста­туя «Ека­те­ри­на II в об­ра­зе Ми­нер­вы», 1784–85; «Бде­ние Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го», 1780-е гг., оба – ГРМ; рель­е­фы на ис­то­рич. те­мы для Мра­мор­но­го двор­ца в С.-Пе­тер­бур­ге, 1787; все – мра­мор) ска­за­лись стрем­ле­ние К. к урав­но­ве­шен­но­сти ком­по­зи­ции и стро­гой пла­стич. фор­ме, ин­те­рес к гра­ж­дан­ской ис­то­рич. те­ма­ти­ке. Тра­гич. па­фос, ди­на­ми­ка объё­мов и слож­ность си­лу­эта ста­туи «По­ли­крат» (гипс и брон­за, 1790, оба ва­ри­ан­та – ГРМ) на­по­ми­на­ют скульп­ту­ру ба­рок­ко. В по­сле­дую­щие го­ды К. соз­да­ёт пол­ные неж­но­го изя­ще­ст­ва, пре­крас­ные и гар­мо­нич­ные об­ра­зы («Ги­ме­ней», мра­мор, 1796, ГРМ), но од­но­вре­мен­но его ув­ле­ка­ют изо­бра­же­ние ге­ро­ев нац. ис­то­рии («Яков Дол­го­ру­кий, раз­ры­ваю­щий цар­ский указ», мра­мор, 1797, ГРМ и ГТГ), ал­ле­го­рич. во­пло­ще­ние во­ин­ской сла­вы Рос­сии («Гер­ку­лес на ко­не», брон­за, 1799, ГРМ; «Сам­сон, раз­ди­раю­щий пасть льва» для Боль­шо­го кас­ка­да в Пет­род­вор­це, зо­ло­чё­ная брон­за, 1800–02; груп­па по­хи­ще­на герм. ок­ку­пан­та­ми в го­ды Вел. Отеч. вой­ны, вос­соз­да­на в 1947 В. Л. Си­мо­но­вым при уча­стии Н. В. Ми­хай­ло­ва).

Важ­ней­шим про­из­ве­де­ни­ем К. стал па­мят­ник А. В. Су­во­ро­ву для С.-Пе­тер­бур­га (брон­за, 1799–1801) – обоб­щаю­щий об­раз иде­аль­но­го пол­ко­вод­ца, от­ме­чен­ный соб­ран­но­стью и ди­на­мич­но­стью, ве­ли­ко­леп­но най­ден­ным про­странст­вен­ным по­строе­ни­ем (пер­во­на­чаль­но – на Ца­ри­цы­ном лу­гу, с 1820 – на ны­неш­ней Су­во­ров­ской пл.). Ав­тор ря­да над­гро­бий, порт­ре­тов-бюс­тов и де­ко­ра­тив­ных ра­бот. Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (проф. с 1794); сре­ди уче­ни­ков – С. С. Пи­ме­нов, В. И. Де­мут-Ма­ли­нов­ский, И. И. Те­ре­бе­нёв.

Лит.: Ка­га­но­вич А. М. И. Коз­лов­ский: Аль­бом. М., 1959; Пет­ров В. Н. М. И. Коз­ловский. М., 1977; Ря­зан­цев И. В. Но­вое о твор­че­ст­ве М. И. Коз­лов­ско­го // Со­вет­ская скульп­ту­ра. Сб. ста­тей. М., 1984. [Вып. 8].

Вернуться к началу