КОЗЛО́ВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЗЛО́ВСКИЙ Михаил Иванович [26.10(6.11).1753, С.-Петербург – 18(30) или 16(28).9.1802, там же], рос. скульптор. Родился в семье воен. музыканта Адмиралтейской галерной гавани. Учился в петерб. АХ (1764–73) у Н. Ф. Жилле, А. П. Лосенко. Пенсионер АХ в Риме (1773–79), где посещал Франц. академию, пользовался советами Ж. М. Вьена, встречался с А. Р. Менгсом, изучал иск-во античности и Возрождения. Работал также в Париже (1779–80; в 1788–1790 – комиссионер-советник петерб. АХ). Акад. марсельской Академии изящной словесности, науки и искусства (1780) и петерб. АХ (1794).
Творчество К., представителя рус. классицизма, проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Уже в ранних произведениях (статуя «Екатерина II в образе Минервы», 1784–85; «Бдение Александра Македонского», 1780-е гг., оба – ГРМ; рельефы на историч. темы для Мраморного дворца в С.-Петербурге, 1787; все – мрамор) сказались стремление К. к уравновешенности композиции и строгой пластич. форме, интерес к гражданской историч. тематике. Трагич. пафос, динамика объёмов и сложность силуэта статуи «Поликрат» (гипс и бронза, 1790, оба варианта – ГРМ) напоминают скульптуру барокко. В последующие годы К. создаёт полные нежного изящества, прекрасные и гармоничные образы («Гименей», мрамор, 1796, ГРМ), но одновременно его увлекают изображение героев нац. истории («Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», мрамор, 1797, ГРМ и ГТГ), аллегорич. воплощение воинской славы России («Геркулес на коне», бронза, 1799, ГРМ; «Самсон, раздирающий пасть льва» для Большого каскада в Петродворце, золочёная бронза, 1800–02; группа похищена герм. оккупантами в годы Вел. Отеч. войны, воссоздана в 1947 В. Л. Симоновым при участии Н. В. Михайлова).
Важнейшим произведением К. стал памятник А. В. Суворову для С.-Петербурга (бронза, 1799–1801) – обобщающий образ идеального полководца, отмеченный собранностью и динамичностью, великолепно найденным пространственным построением (первоначально – на Царицыном лугу, с 1820 – на нынешней Суворовской пл.). Автор ряда надгробий, портретов-бюстов и декоративных работ. Преподавал в петерб. АХ (проф. с 1794); среди учеников – С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, И. И. Теребенёв.