МЕНГС АНТОН РАФАЭЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕНГС (Mengs) Антон Рафаэль (12 или 22.3.1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия – 29.6.1779, Рим), нем. живописец и теоретик искусства. Обучался рисунку у отца, дрезденского живописца Исмаэля Исраэля Менгса (1688 или 1690–1764). В 1740–44 находился с отцом в Риме, где учился у М. Бенефьяля и С. Конки, изучал античность и итал. иск-во 16–17 вв. Работал в Дрездене при дворе саксонского курфюрста Августа III (1745–46 и 1749–54; придворный художник с 1751), в Мадриде при дворе короля Карла III (1761–69 и 1774–76; «первый художник короля» с 1766), Риме и Неаполе. Чл. академии Св. Луки в Риме (с 1752).
Начинал как портретист (портрет отца, 1747–48, Худож. ин-т, Чикаго, и др.); позднее постоянно обращался к этому жанру, нередко используя схему парадного портрета 17 в. [И. И. Винкельман (1761–62, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), исп. король Карл III (1761, Прадо, Мадрид) и его дети (1767, Королевский дворец, Мадрид), автопортреты (в т. ч. 1773–74, галерея Уффици, Флоренция; 1774–75, Эрмитаж, С.-Петербург; 1776–79, Гос. музеи, Берлин) и др.]. В 1755 познакомился в Риме с И. И. Винкельманом, влияние которого отразилось во всём дальнейшем творчестве М. и его эстетич. воззрениях [изложил их в труде «Мысли о красоте и вкусе в живописи» («Gedanken über die Schönheit und über den Geschmack in der Malerey»), 1762]. В 1780-е гг. покровитель М., посол Испании в Риме Х. Н. де Асара, издал полное собрание его теоретич. работ.
В ранней росписи плафона ц. Сант-Эусебио в Риме (1757–58) уже намечается отказ от принципов барочного иллюзионизма, которые М. называет «ложным стилем», и поиск идеалов «высокого стиля» (статика и уравновешенность композиции, подражание Рафаэлю). Этими же чертами отмечено и полотно «Суд Париса» (ок. 1757, Эрмитаж), где фигуры Париса, Геры, Афины и Афродиты уподоблены скульптурному рельефу; М. воплощает в них идеал «благородной простоты и спокойного величия». В классицистич. духе трактована античная тема и в др. картинах («Юпитер и Ганимед», 1760, Палаццо Корсини, Рим, и др.). Следуя своей эстетич. теории, он пытался сочетать приёмы светотеневой моделировки Корреджо, звучность палитры венецианских мастеров, плавную музыкальность рисунка Рафаэля, гармонию композиций Н. Пуссена, рассудочность болонского академизма; поиск этого синтеза придаёт творчеству М. ощутимую стилистич. эклектичность. В росписи плафона («Аполлон и музы на Парнасе», 1760–61) и люнетов Виллы Альбани (ныне Вилла Торлония) в Риме холодные лазурные тона сочетаются с пятнами яркой зелени деревьев и красочных одежд героев, рождая ощущение искусственности колорита. В античных реминисценциях отразились как учёная эрудиция художника, так и увлечения владельца виллы, кардинала А. Альбани. В поздних полотнах на религ. сюжеты («Благовещение», ок. 1774–1776; «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне», ок. 1774, обе – Эрмитаж; «Благовещение», 1779, капелла Королевского дворца в Мадриде, и др.) формы крупных фигур становятся более обобщёнными, но усиливается рациональность построения композиции. Для картин на мифологич. сюжеты М. часто заимствует композиц. решения из камей, мозаик, хранящихся в музеях Рима, открытых незадолго до того фрагментов живописи Геркуланума и Помпей («Персей и Андромеда», 1774–77, Эрмитаж).
Поздние фрески, исполненные в Королевском дворце в Мадриде («Триумф Авроры», 1762–64; «Апофеоз Геркулеса», 1762–69 и 1775; «Апофеоз Траяна», 1774–75) и в Зале папирусов Б-ки Ватикана («Аллегория истории», 1772–73), явились неудачной попыткой соединения барочной иллюзионистич. перспективы и тенденций станковизма; искусств. живописное пространство дисгармонирует с архитектурой. Лучшие из работ М. (в т. ч. росписи Виллы Альбани) положили начало новой декоративной классицистич. традиции в монументальной живописи, которая будет продолжена в нач. 19 в.
Сестра М. – живописец Тереза Конкордия Менгс (1725–1806 или 1808).