ФОМИ́Н ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФОМИ́Н Иван Александрович [22.1(3.2).1872, Орёл – 12.6.1936, Москва], рос. архитектор, график, акад. архитектуры петерб. АХ (1915). Учился в петерб. АХ (1894–97 и 1905–09) у Л. Н. Бенуа и параллельно посещал класс офорта В. В. Матэ (с 1905). В 1909–10 пенсионер АХ в Греции, Италии и Египте. Работая в 1898–1905 в русле модерна, сотрудничал в Москве с Л. Н. Кекушевым и Ф. О. Шехтелем (интерьеры МХТ, 1902). Выступил организатором и участником Выставки архитектуры и пром-сти нового стиля (Москва, 1902). Среди его самостоят. работ в стиле модерн: особняк В. И. Рекк (1900, не сохр.), проект комплекса зданий Моск. торгово-пром. акционерного об-ва (1901). В 1904 опубликовал в ж. «Мир искусства» программную ст. «Московский классицизм», ознаменовавшую смену его творч. направления и давшую начало неоклассицистич. движению в России.
Ключевые работы в стиле неоклассицизма – дача А. А. Половцова на Каменном о-ве (1911–13) и дом кн. С. С. Абамелек-Лазарева на набережной р. Мойка (1913–15; обе постройки – в С.-Петербурге). В интерьерах этих, а также небольших частных петерб. домов Ф. демонстрирует внимание к деталям и, добиваясь монументальности даже в скромных по своему размеру помещениях, часто использует приёмы пространственной игры и гипертрофированные элементы классицистич. декора. Ф. осваивает весь арсенал классич. наследия: загородный дом кн. А. В. Оболенского на оз. Сайма в Финляндии (1910–12) решён в формах барокко, усадьба кн. А. Г. Гагарина Холомки (ныне Псковская обл.; 1913–1914) – в стилистике палладианства. Среди масштабных градостроит. проектов (все не реализованы): застройка о. Голодай («Новый Петербург»; 1912), Тучкова буяна (1913; оба – в С.-Петербурге), курорта Ласпи в Крыму (1916). Ф. – один из авторов «Истории русского искусства» под ред. И. Э. Грабаря (издавалась с 1909), организатор петерб. Исторической выставки архитектуры (1911), один из создателей Музея Старого Петербурга (1907); внёс значит. вклад в изучение и осмысление наследия рус. классицизма 18–19 вв.
В 1920-е гг. Ф. выступил критиком конструктивизма и разработал созвучные эпохе концепции «красной дорики» [конкурсные проекты – Дворца рабочих Нарвского р-на, крематория (оба 1919, в Петрограде); конкурсный проект театра Корша (1923), проект здания банка «Аркос» (1924; оба – в Москве)] и «пролетарской классики» (Дом об-ва «Динамо», 1928–31, совм. с А. Я. Лангманом; новый корпус Моссовета, 1930, совм. с В. К. Олтаржевским; оба – в Москве). Сохраняя целостность и ордерную структуру здания, он декларировал удешевление строительства, упрощение форм, отказ от капителей, антаблемента и др. деталей. В 1930-е гг. Ф. возглавил архит. мастерскую № 3 Моссовета. Среди его последних работ: проект здания Наркомтяжпрома (1934), станции метро «Красные ворота» (подземный зал; 1934–35) и «Площадь Свердлова» («Театральная»; завершена Л. М. Поляковым в 1937; все – в Москве), здание СМ УССР в Киеве (завершён П. В. Абросимовым в 1938). Мастер офорта (серии «Проект курзала на Минеральных водах», 1909, «Рим», 1910). Преподавал в петерб. АХ (1918–29 и 1934–1935) и др. С 1933 возглавлял школу-мастерскую при Моссовете. Среди учеников А. И. Гегелло, Е. А. Левинсон, В. О. Мунц, Л. В. Руднев, Н. А. Троцкий, Э. Е. Шталберг, Абросимов, Поляков, М. А. Минкус и др. Сын – архитектор Игорь Иванович Фомин (1904–89).