ШЕ́ХТЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШЕ́ХТЕЛЬ Фёдор Осипович (Франц Альберт) [26.7(7.8).1859, С.-Петербург – 7.7.1926, Москва], рос. архитектор, акад. петерб. АХ (1902). С 1875 в Москве: работал в архит. мастерской А. С. Каминского, совместно с ним исполнил конкурсный проект здания Исторического музея (1875, не реализован) и проект особняка П. В. Щапова (1878). В 1875–1878 обучался в МУЖВЗ. Занимался оформлением книг, работал штатным художником в моск. юмористич. журналах и газетах (до 1890), сценографом у М. В. Лентовского в саду «Эрмитаж» (1882–90), в 1883 и 1896 участвовал в оформлении коронационных торжеств. Ранние архит. проекты выполнены в духе исторических стилей (усадьба Кирицы С. П. фон Дервиза, 1887–89, ныне Рязанская обл., см. илл. к ст. Дервизы; дома А. А. Локалова и П. Д. Иродова в с. Великое, 1888–90, ныне Ярославская обл.), однако расцвет творчества Ш. связан со стилем модерн, к которому он пришёл через постройки в духе неоготики 1890-х гг.: особняк З. Г. Морозовой (1893–97; см. илл. к ст. Москва) с асимметричной композицией, готич. кабинет и б-ка в особняке А. В. Морозова (1895). Стилизов. мотивы рус. зодчества Ш. использовал в проектах сооружений Нижегородской выставки (1896) и павильонов рус. отдела Всемирной выставки в Глазго (1901), что позднее привело Ш. к нац.-романтич. варианту модерна – неорусскому стилю. Затем последовали выстроенные в интернациональном варианте стиля модерн моск. особняки С. П. Рябушинского (1900–1902; см. илл. к ст. Модерн) и А. И. Дерожинской (1901–03), отличающиеся свободной планировкой, обусловившей их разнофасадность, богатством декора, гротесковым укрупнением деталей и варьирующейся высотой помещений, которая придаёт интерьерам монументальность. В русле неорусского стиля Ш. создал гл. фасад Ярославского вокзала в Москве (1902–04; см. илл. к ст. Архитектура), ц. Спаса Всемилостивого в Иваново (1898–1903, не сохр.), ц. Св. Троицы в Балаково (1909–13), дерев. ц. Свт. Николая у Соломенной сторожки (1916; воссоздана с изменениями), внутр. отделку ц. Прп. Пимена Великого в Новых Воротниках (1897–1900, иконостас, 1903–07; обе – в Москве). В 1902 по заказу С. Т. Морозова перестроил здание Московского Художественного академического театра, выполнил эскизы занавеса и символики (эмблему с чайкой для билетов, афиш и пр.). Строил доходные дома (Строгановского уч-ща, 1904–06; Л. В. Шамшиной, 1909). В русле рационального модерна осмыслял эстетич. возможности совр. конструкций и функциональность каркасных построек (здание типографии «Утро России», 1907–08; дом Моск. купеческого об-ва, 1909–11; банк бр. Рябушинских, 1903–04). Ш. также обращался к неоклассицизму, используя при этом композиционные приёмы модерна (собств. дом, 1909, и особняк И. И. Миндовской, 1913, в Москве; б-ка им. А. П. Чехова в Таганроге, 1910–14). Работал также в Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринодаре (ныне Краснодар). После Окт. революции 1917 Ш. как глава Худож.-производств. комиссии Научно-технич. отдела ВСНХ (1920–22) предложил создавать агитац. фарфор, привлекать художников к оформлению детских книг, дизайну текстиля. Участвовал в проекте «Иртур» («Ирригация Туркестана», 1918–20, не реализован), для моск. Всерос. с.-х. и кустарно-пром. выставки создал павильон Туркестана, стилизованный в духе ср.-азиат. зодчества (1923, совм. с В. К. Розвадовским; не сохр.), выполнил конкурсный проект мавзолея В. И. Ленина с использованием мотивов др.-егип. архитектуры (1924), архит. проекты плотины и др. сооружений Днепрогэса (1924–26; все не реализованы). Чл. Московского архитектурного общества (с 1895; пред. в 1906–22). Преподавал в МВХПУ (1896–08). Проф. Вхутемаса (с 1918).
Дети: Л. Ф. Жегин, Вера Фёдоровна Шехтель (1896–1958), художник-оформитель.