Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРАБА́РЬ

Авторы: А. М. Муратов

ГРАБА́РЬ (до 1893 Гра­барь-Храб­ров) Игорь Эм­ма­нуи­ло­вич (25.3.1871, Бу­да­пешт – 16.5.1960, Мо­ск­ва), рос. ис­то­рик ис­кус­ст­ва, рес­тав­ра­тор, му­зей­ный дея­тель, жи­во­пи­сец, нар. худ. СССР (1956). Д. чл. пе­терб. АХ (1913), АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Брат В. Э. Гра­ба­ря. Окон­чил юри­дич. фа­куль­тет С.-Пе­терб. ун-та (1893), од­но­вре­мен­но брал уро­ки жи­во­пи­си у П. П. Чис­тя­ко­ва, за­тем учил­ся в пе­терб. АХ (1894–96) у И. Е. Ре­пина, В. Е. Са­вин­ско­го и др., в шко­ле А. Аж­бе в Мюн­хе­не (1896–98; пре­по­да­вал там же до 1901); про­слу­шал так­же курс Ар­хит. по­ли­тех­ни­ку­ма в Мюн­хе­не. Не­од­но­крат­но по­се­щал стра­ны Ев­ро­пы (1895–1900), а так­же Тур­цию (1909), Еги­пет (1914) и США (1924). Жил в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве (с 1903). Чл. «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (с 1901), Сою­за рус­ских ху­дож­ни­ков (с 1904), чл.-уч­ре­ди­тель Об-ва моск. ху­дож­ни­ков (1927–32, пер­вый пред. прав­ле­ния), Объ­е­ди­не­ния (Об-ва) ху­дож­ни­ков им. И. Е. Ре­пи­на (1924–29). В 1913–17 воз­глав­лял по­пе­чи­тель­ский со­вет Треть­я­ков­ской га­ле­реи; осу­ще­ст­вил пе­ре­строй­ку экс­по­зи­ции и из­дал в 1917 ка­та­лог со­б­ра­ния (ди­рек­тор ГТГ в 1918–25).

По­сле 1917 Г. стал, на­ря­ду с А. В. Лу­на­чар­ским, од­ним из гл. идео­ло­гов гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти куль­тур­но­го строи­тель­ст­ва. В 1918–27 ра­бо­тал в От­де­ле по де­лам му­зе­ев и ох­ра­ны па­мят­ни­ков иск-ва и ста­ри­ны Нар­ком­про­са. Ос­но­во­по­лож­ник на­уч. рес­тав­ра­ции па­мят­ни­ков иск-ва; в 1918 ор­га­ни­зо­вал в Мо­ск­ве Центр. рес­тав­рац. мас­тер­ские (ны­не Все­рос­сий­ский ху­до­же­ст­вен­ный на­уч­но-рес­тав­ра­ци­он­ный центр име­ни Г.; до 1931 ди­рек­тор, в 1944–60 на­уч. ру­ко­во­ди­тель). Под рук. Г. осу­ще­ст­в­ля­лись рас­чи­ст­ка и рес­тав­ра­ция па­мят­ни­ков др.-рус. иск-ва 11–15 вв., в т. ч. рос­пи­сей и не­ко­то­рых икон Ан­д­рея Руб­лё­ва. Вёл курс рес­тавра­ции в 1-м МГУ (1920–27; проф. с 1921), пре­по­да­вал в МХИ (1937–42; ди­рек­тор), ИЖСА (1943–46; ди­рек­тор). Ос­но­ва­тель и ди­рек­тор (1944–60) Ин-та ис­то­рии иск-в АН СССР (ны­не Ин­сти­тут ис­кус­ст­во­зна­ния РАН).

С кон. 1890-х гг. Г. вы­сту­пал с ху­дож.-кри­тич. стать­я­ми в жур­на­лах «Мир ис­кус­ст­ва», «Ста­рые го­ды» и др. Ав­тор книг о И. И. Ле­ви­та­не (1913, совм. с С. С. Гла­го­лем) и В. А. Се­ро­ве (1914); в 1909–16 из­дал пер­вую «Ис­то­рию рус­ско­го ис­кус­ст­ва» в 6 то­мах (ре­дак­тор и ав­тор ря­да раз­де­лов), для ра­бо­ты над ко­то­рой при­влёк А. Н. Бе­нуа, Н. Н. Вран­ге­ля, П. П. Му­ра­то­ва и др. В сов. вре­мя опуб­ли­ко­вал мо­но­гра­фию о И. Е. Ре­пи­не (1937, Гос. пр. СССР, 1941) и мно­же­ст­во ста­тей о твор­че­ст­ве рус. ху­дож­ни­ков (Фео­фа­на Гре­ка, Ан­д­рея Руб­лё­ва, В. И. Ба­же­но­ва, И. П. За­руд­но­го), по во­про­сам рес­тав­ра­ции и ох­ра­ны па­мят­ни­ков иск-ва и др. Ини­циа­тор из­да­ния но­вой «Ис­то­рии рус­ско­го ис­кус­ст­ва» (т. 1–13, 1953–69, гл. ред. до 1960 и ав­тор раз­де­лов). В на­уч. ис­сле­до­ва­ни­ях Г. был эм­пи­ри­ком-по­зи­ти­ви­стом, от­вер­гаю­щим тео­ре­ти­зи­ро­ва­ние; глав­ное для не­го – сис­те­ма­ти­за­ция фак­тов.

И. Э. Грабарь. «Хризантемы». 1905. Третьяковская галерея (Москва).

Как ху­дож­ник на­чи­нал с ри­сун­ков для жур­на­лов «Шут» и «Стре­ко­за» (1890–1891), ил­лю­ст­ри­ро­вал по­вес­ти Н. В. Го­го­ля («Со­ро­чин­ская яр­мар­ка», изд. в 1894; «Ши­нель», изд. в 1895, и др.), в 1905–06 при­ни­мал уча­стие в из­да­нии са­ти­рич. жур­на­лов «Ад­ская поч­та» и «Жу­пел». В ран­них пей­за­жах («Кры­ша со сне­гом», 1889, ГТГ) и порт­ре­тах («Ня­ня с ре­бён­ком», 1892, там же) уже оп­ре­де­лил­ся на­тур­ный ме­тод Г., круг тем и мо­ти­вов его твор­че­ст­ва. В 1901–1908 пи­сал ма­жор­ные по­этич­ные пей­за­жи («Фев­раль­ская ла­зурь», 1904, ГТГ) и на­тюр­мор­ты («Го­лу­бая ска­терть», 1907, ГРМ), ис­поль­зуя приё­мы им­прес­сио­низ­ма и пу­ан­ти­лиз­ма; в них за­мет­но влия­ние нем. юген­д­сти­ля. Ино­гда Г. вклю­чал порт­рет в на­тюр­морт, пей­заж или ин­терь­ер («Ут­рен­ний чай», 1904, Нац. га­ле­рея совр. иск-ва, Рим; «За са­мо­ва­ром», 1905, ГТГ). В 1909–14 по про­ек­ту Г. был по­стро­ен ком­плекс т. н. За­харь­ин­ской боль­ни­цы в Хим­ках, близ Мо­ск­вы. По­сле 1914 вер­нул­ся к жи­во­пи­си; в его пей­за­жах и на­тюр­мор­тах за­мет­но уси­ле­ние де­ко­ра­тив­но­сти. С 1920-х гг. в жи­во­пи­си Г. на сме­ну им­прес­сио­ни­стич. этюд­но­сти при­хо­дит стрем­ле­ние к реа­ли­стич. кар­ти­не: пей­за­жи («На озе­ре», 1926, ГРМ), ис­то­ри­ко-ре­во­люц. по­лот­на («В. И. Ле­нин у пря­мо­го про­во­да», 1927–33, Му­зей совр. ис­то­рии Рос­сии, Мо­ск­ва), порт­ре­ты в ре­пин­ской тра­ди­ции, пре­им. дея­те­лей нау­ки и куль­ту­ры (ака­де­ми­ки Н. Д. Зе­лин­ский, 1932, ГТГ, С. А. Ча­п­лы­гин, 1935, Му­зей-усадь­ба «Аб­рам­це­во»; В. И. Вер­над­ский, 1935, РАН; «С. С. Про­кофь­ев за ра­бо­той над опе­рой "Вой­на и мир"», 1941, ГТГ; ав­то­порт­ре­ты, 1934, 1939 и 1947, ГТГ; 1942, ГРМ). На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на (1945 и 1946).

Соч.: И. И. Ле­ви­тан. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1913 (совм. с С. С. Гла­го­лем); Ре­пин. М.; Л., 1937. Т.1–2; Моя жизнь. Ав­то­мо­но­гра­фия. М.; Л., 1937; В. А. Се­ров. М., 1965; О древ­не­рус­ском ис­кус­ст­ве. М., 1966; О рус­ской ар­хи­тек­ту­ре. Ис­сле­до­ва­ния. Ох­ра­на па­мят­ни­ков. М., 1969; Пись­ма. М., 1974–1983. Т. 1–3; Моя жизнь. Этю­ды о ху­дож­ни­ках. М., 2001.

Лит.: По­до­бе­до­ва О. И. И. Э. Гра­барь. М., [1964]; Азар­ко­вич ВГ., Его­ро­ва Н. В. И. Гра­барь. Л., 1977; Его­ро­ва Н. В. И. Э. Гра­барь. М., 1979; Ма­мон­то­ва Н. И. Гра­барь. М., 2001.

Вернуться к началу