ГРАБА́РЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРАБА́РЬ (до 1893 Грабарь-Храбров) Игорь Эммануилович (25.3.1871, Будапешт – 16.5.1960, Москва), рос. историк искусства, реставратор, музейный деятель, живописец, нар. худ. СССР (1956). Д. чл. петерб. АХ (1913), АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Брат В. Э. Грабаря. Окончил юридич. факультет С.-Петерб. ун-та (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петерб. АХ (1894–96) у И. Е. Репина, В. Е. Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896–98; преподавал там же до 1901); прослушал также курс Архит. политехникума в Мюнхене. Неоднократно посещал страны Европы (1895–1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924). Жил в С.-Петербурге и Москве (с 1903). Чл. «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), чл.-учредитель Об-ва моск. художников (1927–32, первый пред. правления), Объединения (Об-ва) художников им. И. Е. Репина (1924–29). В 1913–17 возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи; осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 каталог собрания (директор ГТГ в 1918–25).
После 1917 Г. стал, наряду с А. В. Луначарским, одним из гл. идеологов гос. политики в области культурного строительства. В 1918–27 работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников иск-ва и старины Наркомпроса. Основоположник науч. реставрации памятников иск-ва; в 1918 организовал в Москве Центр. реставрац. мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Г.; до 1931 директор, в 1944–60 науч. руководитель). Под рук. Г. осуществлялись расчистка и реставрация памятников др.-рус. иск-ва 11–15 вв., в т. ч. росписей и некоторых икон Андрея Рублёва. Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920–27; проф. с 1921), преподавал в МХИ (1937–42; директор), ИЖСА (1943–46; директор). Основатель и директор (1944–60) Ин-та истории иск-в АН СССР (ныне Институт искусствознания РАН).
С кон. 1890-х гг. Г. выступал с худож.-критич. статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. Автор книг о И. И. Левитане (1913, совм. с С. С. Глаголем) и В. А. Серове (1914); в 1909–16 издал первую «Историю русского искусства» в 6 томах (редактор и автор ряда разделов), для работы над которой привлёк А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангеля, П. П. Муратова и др. В сов. время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Гос. пр. СССР, 1941) и множество статей о творчестве рус. художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников иск-ва и др. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. 1–13, 1953–69, гл. ред. до 1960 и автор разделов). В науч. исследованиях Г. был эмпириком-позитивистом, отвергающим теоретизирование; главное для него – систематизация фактов.
Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890–1891), иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка», изд. в 1894; «Шинель», изд. в 1895, и др.), в 1905–06 принимал участие в издании сатирич. журналов «Адская почта» и «Жупел». В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Г., круг тем и мотивов его творчества. В 1901–1908 писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ), используя приёмы импрессионизма и пуантилизма; в них заметно влияние нем. югендстиля. Иногда Г. включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Нац. галерея совр. иск-ва, Рим; «За самоваром», 1905, ГТГ). В 1909–14 по проекту Г. был построен комплекс т. н. Захарьинской больницы в Химках, близ Москвы. После 1914 вернулся к живописи; в его пейзажах и натюрмортах заметно усиление декоративности. С 1920-х гг. в живописи Г. на смену импрессионистич. этюдности приходит стремление к реалистич. картине: пейзажи («На озере», 1926, ГРМ), историко-революц. полотна («В. И. Ленин у прямого провода», 1927–33, Музей совр. истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преим. деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»; В. И. Вернадский, 1935, РАН; «С. С. Прокофьев за работой над оперой "Война и мир"», 1941, ГТГ; автопортреты, 1934, 1939 и 1947, ГТГ; 1942, ГРМ). Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946).